Форма государственного устройства — это внутреннее строе­ние государства, административно-территориальная организация го­сударственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с террито­риальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральны­ми органами государственной власти.

Существуют три формы государственного устройства — уни­тарная, федеративная и конфедеративная.

1. Унитарное государство — это целостное государство, админи­стративно-территориальные единицы которого не обладают при­знаками суверенитета.

Признаками унитарного государства служат:

1) единая система законодательства. Части государства не име­ют права издавать свои законы;

2)    единая система органов власти. Высшие органы государствен­ной власти осуществляют непосредственное руководство местны­ми органами;

3)    единая денежная единица;

4)    единая финансовая, налоговая, кредитная система;

5)    единое гражданство;

5)      единые вооруженные силы;

6)      единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);

7)      составные части государства не обладают признаками суве­ренитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств — унитарные. Унитар­ная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как пра­вило, унитарные государства — небольшие по территории и име­ют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эс­тония и др.). Однако есть унитарные государства с многонацио­нальным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, пред­ставляют собой крупные территориальные образования.

2. Федеративное государство — это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные об­разования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными признаками федерации служат:

1) двойная система законодательства. Составные части госу­дарства (субъекты федерации) имеют право издавать свои зако­ны, которые не должны противоречить федеральному законода­тельству; двойная система органов власти, состоящая из центральных
федеральных органов государственной власти и органов государ­ственной власти субъектов федерации;

2)     единая денежная единица;

3)     двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налого­вой политике;

4)     двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;

5)     единые вооруженные силы;

6)     субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государ­ственной власти, которые существуют наряду с федеральными;

7)     основные ограничения суверенитета субъектов федерации —это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономи­ческие признаки. Субъекты территориальной федерации имеют зна­чительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Нацио­нальные федерации строятся на основе добровольного объедине­ния субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).

Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочета­ющее в себе черты и территориальной, и национальной федера­ции. Национальные государственные образования в составе Рос­сийской Федерации представляют республики, территориальными — области, края, города федерального значения. Особый ста­тус имеют автономии - автономные округа и автономная об­ласть. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших фе­деральных органов власти.

3. Конфедерацияэто государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Кон­федерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внеш­ней политике. Целями объединения служат в основном внешне­политические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможен­ная политика и т.д.).

Конфедерации характеризуются следующими признаками:

1) конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои зако­ны. Отношения между членами конфедерации регулируются на
основе договоров;

2)     в конфедерации нет единой системы органов власти. Каж­дое государство в составе конфедерации имеет свой государствен­ный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

3)     конфедерация, как правило, не имеет своей денежной еди­ницы, однако пример объединенной Европы показывает, что мо­жет быть создана единая денежная система с общей валютой;

4)     финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денеж­ный фонд для финансирования мероприятий, связанных с дости­жением целей конфедерации;

5)     отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого;

6)     каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то во­оруженные силы государств — членов конфедерации объединяют­ся под единым командованием;

7)     государства, входящие в конфедерацию, остаются суверен­ными субъектами международных отношений. Они вправе не при­знавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъек­ты конфедерации имеют право свободного выхода из состава кон­
федерации;

8)     конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Большинство конфедераций существовало в XVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Гер майский союз и др. На их основе были созданы единые государ­ства. В XX в. конфедерациями были объединение советских респуб­лик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали не­долго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.

Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей поли­тической системы. Политический режим выступает наиболее ди­намичной формой государства. С его изменением, даже если фор­ма правления и форма государственного устройства остаются пре­жними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются го­сударством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищен­ность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:

1)  выборность органов государственной власти, их ответствен­ность перед избирателями;

2)  разделение властей;

3)  приоритет права во всех сферах государственной и обще­ственной жизни;

4)  реальность и гарантированность прав и свобод граждан;

5)  политический плюрализм, многопартийность, легальность
политической оппозиции;

6)  максимальный учет интересов всех слоев населения.

Антидемократический политический режим отвергает равен­ство во взаимоотношениях государства и личности и устанавлива­ет диктат государства над обществом. Признаками антидемокра­тического режима служат:

1)  формирование органов власти невыборным путем или пу­тем псевдовыборов;

2)  отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель­
ной ветви власти;

3)     преобладание государства над правом, господство беззако­ния и произвола со стороны государства;

4)     отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла­рированы, но в действительности не исполняются);

5)     однопартийная система, господство единой государствен­ной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;

6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоев

Деление политического режима на демократический и антиде­мократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация. Разновидностями демократического режима являются либераль­но-демократический и собственно демократический режимы. Ли­берально-демократический режим предполагает осуществление вла­сти гуманными и демократическими методами, не допуская дей­ствий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовла­стие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тота­литарный резким характеризуется полным вмешательством госу­дарства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешатель­ство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не за­трагивают интересы государства. Фашистский режим провозгла­шает превосходство одной нации над другой, происходит мили­таризация общественной жизни; государство проводит агрессив­ную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

В современном мире большинство государств являются демо­кратическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного са­моуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого обществен­ного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. - как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность госу­дарства.

Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие «избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования вы­борных органов государства и органов местного самоуправления. В узком смысле избирательная система — это порядок распреде­ления депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Консти­туцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права. [7, 9]


Закрыть ... [X]

Основы права: Лекция 5. Тема: «Форма государственного Татьяна татьянина вязание

Тесно связанная основа 10419 - «РЕШУ ЕГЭ обществознание. ЕГЭ 2017: задания
Тесно связанная основа Основы науки будущего. Основы новой науки
Тесно связанная основа Астра мастер класс из фоамирана
Тесно связанная основа Блокноты и записные книжки - Интернет-магазин товаров для
Тесно связанная основа Более 25 лучших идей на тему «Современные шторы» на
Тесно связанная основа Вязание спицами
Тесно связанная основа Вязаные куклы и игрушки. Амигуруми
Тесно связанная основа Главная - Гимназия 1 г. Челябинска - Первая школа
Тесно связанная основа Заяц Тильда Вера Фотографии и советы на Постиле