асфальта Устройство мостовых из колотого

и булыжного камня,  брусчатки и мозаиковой шашки

 

 

7.27. Мощение колотым и булыжным камнем следует начинать с укладки краевых рядов с обеих сторон проезжей части. Работы по укладке краевых рядов следует производить с опережением на 0,7-1,0 м.

 

Высота камня для укладки краевых рядов должна быть на 4 см больше средней высоты камня, принятой для укладки проезжей части мостовой. При продольном уклоне свыше 10%, а также при односкатном поперечном профиле мощение необходимо вести снизу вверх.

 

7.28. Мостовые из колотого и булыжного камня сначала надлежит уплотнять механическими трамбовками, а затем катками. Уплотнение мостовой механическими трамбовками производят в следующем порядке: сразу после мощения ее трамбуют (делают обжимку); после первой россыпи расклинивающего щебня фракций 10-20 мм в количестве 1-1,5 куб.м на каждые 100 кв.м мостовой трамбуют вторично.

 

Уплотнение мостовой катками следует начинать после второй россыпи расклинивающего мелкого щебня фракций 5-10 мм в количестве 1 куб.м на 100 кв.м сначала катками массой 6-8 т, затем массой 10-13 т.

 

Уплотнение следует заканчивать при прекращении заметной на глаз осадки камней.

 

7.29. Перед открытием движения мостовую следует засыпать песком, мелким щебнем, дресвой или гравием крупностью до 10 мм слоем 1,5-2 см. Движение транспортных средств в первые 10-15 сут необходимо регулировать по всей ширине мостовой.

 

7.30. Мощение с применением брусчатки и мозаиковой шашки следует начинать с укладки лотковых и крайних продольных рядов. Два крайних продольных ряда из брусчатки следует укладывать с перевязкой швов не менее чем на 1/3 камня (шашки).

 

Работы по укладке лотковых и крайних рядов покрытия, включая заполнение швов раствором, должны опережать последующие работы по укладке брусчатки с учетом времени, необходимого для схватывания раствора.

 

7.31. Брусчатку необходимо выстилать рядами, перпендикулярными оси дороги.

 

Швы между брусчаткой необходимо смещать не менее чем на 1/3 длины бруска. Ширина швов должна быть не более 10 мм.

 

7.32. Мощение из мозаиковой шашки следует выполнять по заданному рисунку выпуклостью кривых в сторону подъема.

 

Шашка должна быть уложена с перевязкой швов на половину длины шашки. Ширина швов не должна превышать 10 мм.

 

7.33. Брусчатку и мозаиковую мостовую следует уплотнять механическими трамбовками от края проезжей части к середине по рядам.

 

7.34. Заполнение швов цементным раствором следует производить в два приема: сначала жидким, затем более густым (сметанообразным). Битумной мастикой и песком швы следует заполнять в один прием.

 

 

Контроль качества работ

 

 

7.35. При устройстве щебеночных, гравийных, шлаковых оснований, покрытий и мостовых следует дополнительно к п.1.13 контролировать:

 

не реже одного раза в смену - влажность щебня и пескоцементной смеси по ГОСТ 8269-76 и ГОСТ 5180-84, а прочность пескоцемента по ГОСТ 23558-79_1;

 

постоянно визуально - качество уплотнения, соблюдение режима ухода.

 

7.36. Качество уплотнения щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий следует проверять путем контрольного прохода катка массой 10-13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.

 

7.37. При устройстве мостовых плотность их посадки следует проверять по отсутствию подвижки и осадки камней (шашек) при проходе катка массой 10-13 т.

 

 

 

 

8. Устройство оснований и покрытий

из щебеночных, гравийных и песчаных материалов,

обработанных неорганическими вяжущими материалами

 

Приготовление смеси

 

 

8.1. Смеси следует приготовлять, как правило, в смесителях принудительного перемешивания. Допускается приготовление смеси методом смешения на дороге в соответствии с требованиями п.6.7 и 6.10.

 

8.2. Разгрузку и подачу каменных материалов в приемные бункера дозаторного отделения смесительной установки следует выполнять погрузчиками или транспортерами, оборудованными питателями.

 

8.3. Доменные и сталеплавильные (металлургические) шлаки, шлаки и золы ТЭЦ мокрого улавливания следует хранить на открытых площадках. При хранении более 6 мес шлак и золу, используемые как вяжущее, перед употреблением необходимо испытывать на активность.

 

8.4. Для повышения активности металлургического шлака его следует размельчать в шаровых мельницах, предварительно высушив в сушильном барабане. Для получения комплексного вяжущего в шаровую мельницу подают порошкообразный активатор (цемент, известь, щелочь и др.). Измельченный шлак следует хранить в закрытых складах.

 

8.5. Точность дозирования составляющих материалов в смеси должна соответствовать величинам, указанным в табл. 8.

 

                                                           Таблица 8

+------------------------------------------------------------------+

¦      Составляющие              ¦       Отклонение от заданного   ¦

¦                                ¦         расхода, % к массе      ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

  Вяжущее                                     До 2

 

  Заполнители                                  " 5

 

  Вода и водные растворы                       " 2

 

8.6. Количество воды в смеси должно обеспечивать ее оптимальную влажность при уплотнении с учетом потерь влаги при транспортировании и распределении. При температуре воздуха выше 20 град.С смесь при транспортировании автомобилями-самосвалами следует закрывать брезентом.

 

8.7. Растворы СДБ, содощелочного плава, жидкого стекла, хлористых солей следует приготовлять на растворных узлах смесительных установок, при необходимости с подогревом воды.

 

8.8. Продолжительность транспортирования смесей каменных материалов с цементом, начало схватывания которого не менее 2 ч, не должна превышать 30 мин при температуре воздуха во время укладки выше 20 град.С и 50 мин - при температуре воздуха ниже 20 град.С. Уплотнение смеси следует заканчивать до конца схватывания цемента.

 

8.9. Смеси каменных материалов со шлаком, золой с добавкой гашеной извести и без нее следует уплотнять не позднее 2 сут.

 

 

Устройство оснований (покрытий)

 

 

8.10. Основания (покрытия) из каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими, следует устраивать, как правило, в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха не ниже 5 град.С.

 

8.11. Максимальную толщину слоя в плотном состоянии следует выбирать в соответствии с требованиями п.7.1 для легкоуплотняемого материала.

 

8.12. Уплотнять материал слоя следует, как правило, катками на пневматических шинах или вибрационными катками. Ориентировочное число проходов катка по одному следу может быть принято равным соответственно 16 и 10.

 

По окончании уплотнения следует производить отделку поверхности автогрейдером или профилировщиком с последующим уплотнением гладковальцовым катком массой 6-8 т за два-четыре прохода по одному следу.

 

8.13. Уход за основанием (покрытием), устраиваемым с использованием цемента, следует осуществлять в соответствии с требованиями п.7.14.

 

При устройстве вышележащего слоя дорожной одежды в день устройства основания (нижнего слоя покрытия) уход за ним не производится.

 

8.14. Движение построечного транспорта и устройство вышележащего слоя по основанию, устраиваемому с применением шлака и золы, разрешается сразу после окончания уплотнения.

 

Движение и устройство вышележащего слоя по основанию (покрытию), устроенному с применением цемента в качестве основного вяжущего или добавки, разрешается только после достижения прочности не менее 70% проектной или в день устройства основания.

 

 

Особенности производства работ

при пониженной и отрицательной температуре

 

 

8.15. Приготовление и укладка каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, при среднесуточных температурах воздуха в пределах от 5 до минус 15 град.С должны осуществляться с принятием специальных мер: утеплением основания, подогревом воды и заполнителей, введением в смесь водных растворов хлористых солей.

 

8.16. Ориентировочное количество вводимых в смесь хлористых солей в зависимости от температуры воздуха следует принимать согласно табл. 9.

 

                                                         

    Таблица 9

 

Температура воздуха при производстве

работ, °С

 

Количество солей, %, к массе воды, содержащейся в смеси

 

 

От 0 до минус 5

    

 

От минус 5 до минус 7

    

 "   "   7  "   "   10

 

 "   "   10  "   "  15

    

 

NaCl 5% или CaCl (2) 3%

или CaCl(2) 2%+NaCl 3%

 

CaCl (2) 3%+NaCl 4%

 

CaCl (2) 3%+NaCl 7%

 

CaCl (2) 3%+NaCl 9%

      

 

8.17. Концентрированные растворы хлористых солей натрия и кальция следует приготовлять плотностью не более 1,29 г/куб.см (0,427 кг безводной соли на 1 л воды), а хлористого натрия не более 1,15 г/куб.см (0,25 кг безводной соли на 1 л воды), при этом хлористый натрий следует растворять в горячей воде.

 

8.18. Приготовленные растворы следует периодически перемешивать, перекачивать с помощью насоса в расходные емкости и разбавлять водой до концентрации, указанной в табл. 9, в зависимости от температуры.

 

8.19. При отрицательных температурах влажность песка и щебня при хранении в штабеле не должна превышать 3-4%. Применение смерзшегося песка допускается розлив вяжущих материалов для асфальта только после отсева комьев крупнее 10 мм.

 

8.20. Смеси без солевых добавок следует приготовлять в смесительных установках, как правило, в закрытых помещениях с использованием подогретых заполнителей и воды. Наибольшая допустимая температура воды 80 град.С, заполнителя 50 град.С. Температура смеси на выходе из смесителя 35-40 град.С. Температура подогретой смеси в конце транспортирования должна быть не менее 25 град.С. При температуре наружного воздуха до минус 15 град.С время транспортирования должно уточняться в начале производства работ и не должно превышать 60 мин.

 

Транспортировать смесь следует в утепленном выхлопными газами и укрытом кузове автомобиля-самосвала.

 

8.21. Уплотнение и укрытие смеси следует заканчивать до начала ее замерзания.

 

8.22. Поверхность основания следует утеплять засыпкой слоем песка или супеси толщиной не менее 10 см или укрывать другими утеплителями, с тем чтобы до замерзания укрепленный материал набрал прочность не менее 70% проектной.

 

8.23. При устройстве оснований из смесей с медленнотвердеющими (шлаковыми, зольными и другими) вяжущими материал не должен замерзать до окончания уплотнения, при этом может вводиться один хлористый натрий без уменьшения суммарного количества добавляемых солей. Разрешается не утеплять основания из таких материалов.

 

После оттаивания при необходимости производят выравнивание и доуплотнение слоя.

 

 

Контроль качества работ

 

 

8.24. При устройстве оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, следует дополнительно к п.1.13 контролировать:

 

не реже одного раза в смену - влажность смеси по ГОСТ 5180-84, прочность материала по ГОСТ 23558-79_1 и плотность солевых растворов при отрицательной температуре;

 

не реже одного раза в семь смен - точность дозирования компонентов смеси контрольным взвешиванием;

 

постоянно - качество уплотнения, соблюдение режима ухода.

 

8.25. Качество уплотнения следует проверять путем контрольного прохода катка массой 10-13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом.

 

 

 

 

9. Устройство оснований и покрытий

из дегтебетонных смесей, черного щебня

и щебеночных смесей по способу пропитки

органическими вяжущими и смешением на дороге

 

 

9.1. До начала производства работ следует проверять сцепление вяжущего с поверхностью минеральных материалов по ГОСТ 12801-84, ГОСТ 18659-81. При недостаточном сцеплении следует применять добавки поверхностно-активных веществ и активаторы поверхности (известь, цемент).

 

9.2. Температура нагрева органических вяжущих материалов при их использовании должна быть в пределах, указанных в табл. 10.

 

                                                         Таблица 10

+------------------------------------------------------------------+

¦    Марка вяжущего               ¦   Температура нагрева вяжущего,¦

¦                                 ¦             град.С             ¦

¦                                 +--------------------------------¦

¦                                 ¦  без поверхност-¦с поверхност- ¦

¦                                 ¦  но-активных ве-¦но-активными  ¦

¦                                 ¦  ществ          ¦веществами    ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

Битумы по ГОСТ 22245-76

 

БНД 40/60, БНД 60/90, БН 60/90        130-150          110-130

 

 БНД 90/130, БН 90/130, БНД            100-120           90-100

 130/200, БН 130/200

 

 БНД 200/300, БН 200/300                90-100            90-100

 

Битумы по ГОСТ 11955-82

 

СГ 130/200, МГ 130/200                 90-100             90-100

 

 СГ 70/130, МГ 70/130, МГО 70/130       80-90              80-90

 

 СГ 40/70, МГ 40/70, МГО 40/70          70-80              70-80

 

 СГ 25/40, МГ 25/40                     60-70              60-70

 

Дегти по ГОСТ 4641-80

 

ДО-7, ВДП-6, ВДП-7                    100-120               -

 

 Д-6, ДО-6                              90-110               -

 

 Д-5                                    80-100               -

 

 Д-3, Д-4                               75-90                -

 

Эмульсии по ГОСТ 18659-81

 

ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБА-3, ЭБК-1, ЭБК-2,   Без нагрева            -

 ЭБК-3

 

 Эмульсии обратные                       60-70               -

 

Приготовление эмульсий

 

 

9.3. Битумные эмульсии приготовляют в специальных машинах-диспергаторах.

 

Для приготовления битумных эмульсий прямого типа следует применять битумы и эмульгаторы в соответствии с требованиями ГОСТ 18659-81.

 

9.4. Температура нефтяного битума, поступающего в эмульсионную машину, должна быть в пределах, град.С:

 

     БНД 40/60, БН 40/60........................ 130-140

 

     БНД 60/90 и БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.....120-130

     БНД 130/200, БН 130/200.................... 100-120

 

     БНД 200/300, БН 200/300.....................  90-100

 

9.5. Температура водного раствора эмульгатора, поступающего в эмульсионную машину, должна быть не выше 80 град.С. Сумма температур битума и раствора эмульгатора не должна превышать 200 град.С.

 

9.6. Для приготовления обратных эмульсий следует использовать дегти каменноугольные дорожные по ГОСТ 4641-80 марок Д-1, Д-2 и Д-3; битумы сланцевые дорожные (РСТ ЭССР 82-79) марок С-12/20, С-20/35, С-35/70, С-70/130; масло сланцевое топливное по ГОСТ 4806-79 и смеси нефтяных битумов марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130 со сланцевым битумом или сланцевым маслом.

 

9.7. В вяжущем, используемом для приготовления обратных эмульсий, должно содержаться не менее 5% фенолов. При меньшем содержании фенолов в исходном вяжущем в него необходимо добавлять фенолы каменноугольные технические по ГОСТ 11311-76 или фенолы каменноугольные жидкие в недостающем количестве или контакт Петрова керосиновый в удвоенном количестве. Помимо фенолов в состав эмульгатора для обратных эмульсий необходимо вводить едкий натр и поваренную соль.

 

9.8. В качестве эмульгаторов для паст следует использовать: известь (пушонку или молотую кипелку), содержащую не менее 60% окиси кальция и магния, фильтрпрессную грязь - дефекат-отходы сахарного производства, хранившиеся в отвалах не более 1 года и содержащие не менее 80% частиц мельче 0,071 мм, и другие тонкодисперсные минеральные материалы.

 

 

Устройство оснований и покрытий

из дегтебетонных смесей

 

 

9.9. Температуру нагрева дегтя в соответствии с требованиями табл. 10 следует поддерживать не более 5 ч. Допускается поддерживать дегти в горячем состоянии в течение 8-10 ч при температуре не выше 70 град.С для дегтей марок Д-6, ДО-6, ДО-7, ВДП-6, ВДП-7 и не выше 60 град.С для марок Д-4 и Д-5.

 

9.10. Дегтебетонные смеси следует приготовлять, как правило, в смесителях принудительного перемешивания.

 

Смесители со свободным перемешиванием и с дозированием минеральных материалов до их просушивания и нагрева допускается использовать только для приготовления крупнозернистых дегтебетонных смесей.

 

9.11. Допускаемая погрешность дозирования компонентов, составляющих дегтебетонную смесь, должна соответствовать требованиям ГОСТ 25877-83. При просушивании минеральных материалов перед приготовлением смеси должно обеспечиваться полное удаление влаги.

 

9.12. В процессе приготовления дегтебетонной смеси в смеситель следует сначала вводить минеральные материалы и перемешивать их (сухое перемешивание), а затем вводить деготь (мокрое перемешивание); при приготовлении крупнозернистых смесей деготь следует вводить сразу после введения минеральных материалов.

 

9.13. Продолжительность перемешивания горячих дегтебетонных смесей в лопастных смесителях периодического действия с циркуляционной схемой движения материалов должна соответствовать табл. 11.

 

                                                           Таблица 11

+------------------------------------------------------------------+

¦    Смеси               ¦  Продолжительность перемешивания, с     ¦

¦                        +-----------------------------------------¦

¦                        ¦     сухого         ¦       мокрого      ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

 Крупнозернистые                  -                  20-30

 

 Мелкозернистые                   15                 30-45

 

 Песчаные                         15                 45-60

 

Примечания: 1. Продолжительность перемешивания смесей в смесителях с противоточной схемой движения материалов следует увеличить в 1,5-2 раза.

 

2. Продолжительность перемешивания крупнозернистых смесей в смесителях свободного перемешивания должна составлять 120-180 с.

 

3. Продолжительность перемешивания холодных дегтебетонных смесей должна в 1,3-1,5 раза превышать продолжительность перемешивания аналогичных горячих смесей.

 

 

9.14. Температура дегтебетонных смесей при выпуске из смесителя должна соответствовать предусматриваемой ГОСТ 25877-83.

 

9.15. Холодные дегтебетонные смеси следует хранить под навесом в штабелях высотой не более 2 м. Сроки хранения холодной дегтебетонной смеси должны соответствовать ГОСТ 25877-83.

 

9.16. Покрытия и основания из горячей и холодной дегтебетонной смеси следует устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5 град.С. Осенью следует заканчивать укладку холодных дегтебетонных смесей за 15-20 дней до наступления устойчивых отрицательных температур.

 

9.17. Перед укладкой смеси необходимо обработать поверхность слоя, на который будет укладываться дегтебетонная смесь, дегтем марки Д-3 или Д-4 из расчета 0,5-0,8 л/кв.м при обработке основания и 0,2-0,3 л/кв.м при обработке нижнего слоя покрытия. При укладке смеси на свежеуложенный нижележащий слой из материалов, обработанных дегтем, обрабатывать эту поверхность вяжущим не следует.

 

9.18. Толщина слоя горячей дегтебетонной смеси в неуплотненном состоянии при использовании укладчика должна быть на 15-25% больше проектной толщины слоя, при ручной укладке - на 25-35%.

 

При укладке холодной дегтебетонной смеси толщина слоя в неуплотненном состоянии должна быть на 50-60% больше проектной.

 

9.19. Уплотнять слои из горячего дегтебетона следует в соответствии с требованиями пп.10.26-10.34.

 

9.20. Слои из холодных дегтебетонных смесей уплотняют катком массой 6-8 т. Окончательную плотность эти слои приобретают от движения транспорта. В течение первых двух недель скорость движения транспорта по слою холодного дегтебетона следует ограничивать 40 км/ч.

 

9.21. В процессе производства работ следует вести журналы приготовления смеси, температуры дегтя, лабораторного контроля качества готовой смеси, укладки и уплотнения смеси по сменам.

 

 

Устройство оснований и покрытий

из черного щебня и смесей, обработанных битумными

эмульсиями в смесителе

 

 

9.22. Для приготовления черного щебня следует применять битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БН 60/90, БНД 90/130, БН 90/130, БНД 130/200, БН 130/200, БНД 200/300, БН 200/300, МГ 130/200, МГО 130/200, СГ 130/200, МГ 70/130, МГО 70/130, СГ 70/130 и дегти марок Д-6, Д-5.

 

Черный щебень следует приготавливать в смесителе принудительного перемешивания. Продолжительность перемешивания щебня с вяжущим в смесителях с циркуляционной схемой движения материалов 20-40 с. В смесителях с противоточной схемой движения материалов время перемешивания должно быть увеличено в 1,5-2 раза.

 

9.23. Для приготовления черного щебня следует применять также эмульсии прямые ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБА-1, ЭБА-2 и обратные эмульсии, а также обратные в сочетании с прямыми. Перемешивание щебня с прямой эмульсией следует прекращать после полного введения в мешалку необходимого количества эмульсии.

 

Время перемешивания щебня с обратной эмульсией определяется пробными замесами.

 

9.24. Для обработки смесей применяют анионные и катионные эмульсии ЭБА-2, ЭБА-3, ЭБК-2, ЭБК-3. При обработке смесей анионными эмульсиями (ЭБА-2 и ЭБА-3) необходимо вводить активные добавки (1-2% извести к массе минерального материала или 3-4% цемента) в минеральный материал перед смешением его с эмульсией. Минеральные материалы и эмульсию не нагревают. Время перемешивания определяют пробными замесами.

 

9.25. Температура черного щебня при выпуске из смесителя и укладке его в конструктивный слой должна соответствовать указанной в табл. 12.

 

9.26. Покрытия и основания из горячего и холодного черного щебня на битумах следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 град.С. Черный щебень, приготовленный с дегтем Д-5 и Д-6, следует укладывать при температуре не ниже 0 град.С.

 

9.27. Свежеприготовленный черный щебень и смеси, обработанные анионной эмульсией, следует укладывать при температуре воздуха не ниже 10 град.С, катионной - не ниже 5 град.С, обратной совместно с прямой или одной обратной - не ниже минус 5 град.С. Черный щебень и смеси из штабеля следует укладывать при температуре воздуха не ниже минус 5 град.С.

 

Таблица 12

 

+------------------------------------------------------------------+

¦                 ¦            Температура черного щебня, град.С   ¦

¦                 +------------------------------------------------¦

¦                 ¦ при выпуске из смеси-  ¦при укладке в по-      ¦

¦    Марка        ¦           теля         ¦крытие, не ниже        ¦

¦   вяжущего      +------------------------+-----------------------¦

¦                 ¦ без поверх-¦с поверх-  ¦без поверх-¦с поверх-  ¦

¦                 ¦ ностно-ак- ¦ностно-ак- ¦ностно-ак- ¦ностно-ак- ¦

¦                 ¦ тивных ве- ¦тивными ве-¦тивных ве- ¦тивными ве-¦

¦                 ¦ ществ      ¦ ществами  ¦ществ      ¦ществами   ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

 БНД 40/60, БНД      140-160      120-140        120         100

 60/90, БН 60/90,

 БНД 90/130, БН

 90/130

 

 БНД 130/200, БН     110-130      100-120          80          80

 130/200, БНД

 200/300, БН 200/300

 

 СГ 130/200, МГ       90-110       80-100          70          70

 130/200

 

 СГ 70/130, БГ        80-110       80-110        Весной 5,      -

 70/130, Д-5                                     осенью 10

 

 Д-6                 100-120         -              80           -

 

 ЭБА-1, ЭБА-2,       Без нагрева     -            Весной 5,      -

 ЭБК-1, ЭБК-2                                     осенью 10

 

 Эмульсии обратные     40-60         -            Минус 5        -

 

9.28. Работы про устройству покрытий и оснований из черного щебня следует производить в следующем порядке: распределение основной фракции щебня 20-40 мм слоем на 25-30% более проектной толщины; уплотнение катком массой 6-8 т (4-6 проходов по одному следу); распределение расклинивающей фракции 10-20 мм; уплотнение катком массой 10-13 т (3-4 прохода по одному следу); распределение второй расклинивающей фракции 5-10 мм; уплотнение катком массой 10-13 т (3-4 прохода по одному следу). Разрешается при устройстве основания использовать для основного слоя фракцию щебня 40-70 мм и для расклинивания соответственно 20-40 и 10-20 мм.

 

9.29. Если для приготовления черного щебня применяют смесь фракций 5-40 или 5-20 мм, то конструктивный слой устраивают за один прием из этой смеси без расклинивания.

 

9.30. Перед укладкой черного щебня и смесей поверхность нижележащего слоя, на которую их укладывают, должна быть обработана вяжущим (разжиженный битум, деготь, эмульсия) из расчета 0,5-0,8 л/кв.м.

 

9.31. Холодный черный щебень и смеси следует хранить в штабелях высотой не более 2 м. Свежеприготовленный материал следует перелопачивать ковшом экскаватора до его охлаждения. Срок хранения холодного щебня на битумах класса СГ и дегтях не должен превышать 4 мес, на битумах класса МГ и эмульсиях - 8 мес. Срок хранения смесей на эмульсиях не должен превышать 4 мес.

 

 

Устройство оснований и покрытий

по способу пропитки

 

 

9.32. Устраивать покрытия и основания из щебня, обработанного по способу пропитки битумом, дегтем или эмульсиями, следует в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5 град.С. При использовании эмульсий при температуре воздуха ниже 10 град.С их следует применять в теплом виде (с температурой 40-50 град.С).

 

9.33. Покрытие по способу пропитки следует устраивать из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических марки не ниже 600. Щебень, используемый для устройства оснований, должен иметь марку не ниже 600.

 

9.34. При устройстве конструктивного слоя по способу пропитки следует применять щебень черных фракций размером 20-40 (или 25-40), 10-20 (или 15-25), 5-10 (или 3-15) мм.

 

При толщине слоя покрытия менее 8 см применяют только три последние фракции. Последнюю, наиболее мелкую фракцию, предназначенную для создания защитного слоя, при устройстве оснований применять не следует.

 

9.35. Объем щебня основной (первой) фракции размером 40-70 или 20 (25)-40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине слоя основания или покрытия и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня следует принимать равным 0,9-1,1 куб.м на 100 кв.м основания или покрытия. Расход вяжущего следует принимать равным 1,0-1,1 л/кв.м на каждый сантиметр толщины слоя и дополнительно 1,5-2,0 л/кв.м для покрытия. При использовании эмульсии ее концентрация должна быть 50-55% при применении известнякового щебня и 55-60% при применении гранитного щебня, а расход соответственно увеличен.

 

9.36. Работы по устройству покрытий и оснований способом пропитки битумом или дегтем следует производить в следующем порядке: распределение основной фракции щебня; уплотнение катком массой 6-8 т (5-7 проходов по одному следу); розлив 50% вяжущего от общего расхода; распределение расклинивающей фракции щебня; уплотнение катком массой 10-13 т (2-4 прохода по одному следу); розлив 30% вяжущего от общего расхода; распределение второй расклинивающей фракции щебня; уплотнение катком массой 10-13 т (3-4 прохода по одному следу); розлив 20% вяжущего; распределение замыкающей фракции щебня; уплотнение катком массой 10-13 т (3-4 прохода по одному следу).

 

При использовании в качестве вяжущего эмульсий первый розлив вяжущего (70% эмульсии от общего расхода) следует делать после распределения первой расклинивающей фракции и ее уплотнения. Остальные 30% эмульсии разливают после уплотнения второй расклинивающей фракции.

 

9.37. При температуре до 20 град.С щебень основной фракции следует уплотнять, как правило, без увлажнения. При температуре воздуха выше 20 град.С щебень следует поливать водой в количестве 8-10 л/кв.м. В этом случае разливать битум или деготь следует только после просыхания щебня, а эмульсию следует разливать по влажному щебню.

 

9.38. Все работы по россыпи расклинивающих фракций и их уплотнению следует производить после розлива вяжущего до его остывания.

 

При использовании вяжущего в виде битумных эмульсий устраивать защитный слой на покрытии с использованием последней, наиболее мелкой фракции щебня, а также устраивать покрытие по подготовленному основанию следует через 10-15 сут при пропитке анионными эмульсиями и через 3-5 сут - при пропитке катионными.

 

9.39. Движение построечного транспорта разрешается только после окончания укатки последней, наиболее мелкой фракции щебня. В течение 10 дней движение следует регулировать по всей ширине покрытия с ограничением его скорости до 40 км/ч.

 

При использовании эмульсий движение следует открывать через 1-3 сут после распределения и уплотнения предпоследней расклинивающей фракции щебня при устройстве покрытия и последней фракции щебня при устройстве основания.

 

 

Устройство оснований и покрытий из щебеночных,

гравийных и песчаных смесей, обработанных

органическими вяжущими материалами

смешением на дороге

 

 

9.40. Основания и покрытия из щебеночных, гравийных и песчаных смесей, обработанных органическими вяжущими материалами смешением на дороге, следует устраивать при температуре воздуха не ниже 15 град.С и заканчивать за 15-20 сут до начала периода дождей или устойчивой температуры воздуха ниже 10 град.С.

 

9.41. Битумом или дегтем следует обрабатывать каменные материалы влажностью не более 4%. При большей влажности смесь должна быть просушена путем перемешивания автогрейдером.

 

Влажность щебеночных и гравийных смесей, обрабатываемых эмульсией, в сухую и ветреную погоду и при температуре воздуха выше 15 град.С, должна быть не менее 5%, а песчано-щебеночных и песчано-гравийных смесей - на 1-2% выше оптимальной.

 

Перед обработкой смесей анионной эмульсией в них следует предварительно вводить 1-2% извести-пушонки или 2-4% цемента.

 

9.42. Для обработки минеральных материалов смешением на дороге следует, как правило, применять битумы марок СГ 40/70, МГ 40/70, СГ 70/130, МГ 70/130, дегти марок Д-3, Д-4, а также битумные эмульсии ЭБА-3, ЭБК-3. Более вязкие битумы и дегти следует применять в районах с жарким климатом.

 

9.43. Число проходов автогрейдера при перемешивании следует назначать в зависимости от объема смешиваемых материалов и температуры воздуха.

 

9.44. Готовую смесь следует распределять по всей ширине проезжей части. Смесь следует уплотнять катками массой 6-8 т ориентировочно 3-5 проходами по одному следу.

 

Движение построечного транспорта разрешается открывать сразу после окончания уплотнения. При этом его следует регулировать по всей ширине проезжей части и ограничивать скорость до 40 км/ч. Коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,96 через 30 сут после устройства покрытия или основания.

 

9.45. Устраивать покрытие или защитный слой на основаниях из смесей, приготовленных способом смешения на дороге, следует только после окончания формирования основания.

 

 

Контроль качества работ

 

 

9.46. При приготовлении эмульсий следует контролировать:

 

постоянно - температуру битума и водного раствора эмульгатора;

 

не реже одного раза в смену - качество эмульсии по ГОСТ 18659-81.

 

9.47. При приготовлении дегтебетона следует контролировать:

 

постоянно - температуру дегтя и минеральных материалов;

 

в каждом автомобиле-самосвале - температуру дегтебетонной смеси;

 

не реже одного раза в смену - качество смеси по ГОСТ 25877-83.

 

9.48. При устройстве оснований и покрытий из дегтебетонных смесей следует контролировать:

 

в каждом автомобиле-самосвале - температуру дегтебетонной смеси;

 

плотность дегтебетона в покрытии по трем вырубкам (кернам) на 1 км по ГОСТ 25877-83.

 

9.49. При устройстве оснований и покрытий из черного щебня и смесей, обработанных битумными эмульсиями в смесителе, следует контролировать:

 

в каждом автомобиле-самосвале - температуру черного щебня;

 

постоянно - визуально однородность смеси и качество уплотнения в соответствии с требованиями п.8.26;

 

качество смеси по показателям трех проб на 1 км.

 

9.50. При устройстве оснований и покрытий способом пропитки следует контролировать:

 

при каждом розливе - температуру вяжущего материала;

 

постоянно - визуально равномерность распределения материалов и качество уплотнения в соответствии с требованиями п.8.25.

 

9.51. При устройстве оснований и покрытий способом смешения на дороге следует контролировать:

 

при каждом розливе - температуру вяжущего материала;

 

не реже одного раза в смену (и при выпадении осадков) - влажность минеральных материалов по ГОСТ 5180-84;

 

постоянно - визуально однородность смеси и качество уплотнения в соответствии с требованиями п.8.25;

 

качество смеси - по показателям двух проб на 1 км по ГОСТ 12801-84;

 

плотность материала в покрытии по трем вырубкам (кернам) на 1 км по ГОСТ 12801-84.

 

 

 

 

10. Устройство асфальтобетонных покрытий

и оснований

 

 

10.1. Асфальтобетонные смеси следует проектировать в зависимости от вида, типа и назначения асфальтобетона в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-84.

 

10.2. Для повышения качества асфальтобетонов следует применять методы физико-химической активации минеральных материалов, поверхностно-активные вещества или полимеры.

 

 

Приготовление асфальтобетонных смесей

 

 

10.3. Асфальтобетонные смеси следует приготовлять в асфальтосмесительных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания периодического или непрерывного действия.

 

10.4. Битум, нагретый до рабочей температуры, следует использовать в течение 5 ч. При необходимости более длительного хранения температуру вязкого битума необходимо снизить до 80 град.С, жидкого - до 60 град.С и хранить не более 12 ч.

 

10.5. Битум с добавлением ПАВ, полимеров, разжижителей (пластификаторов) или структурообразующих компонентов следует перемешивать до получения однородной смеси в отдельной емкости, оборудованной паро-, электро- или маслоподогревом и насосной установкой. Готовое вяжущее перекачивают в расходную емкость и нагревают до рабочей температуры.

 

10.6. Температура битума, поступающего в смеситель, щебня, песка, отсевов дробления при выходе из сушильного барабана и асфальтобетонной смеси при выпуске из смесителя в зависимости от марки применяемого битума должна соответствовать указанной в табл. 13. Минеральный порошок для приготовления асфальтобетонных смесей разрешается вводить в смеситель без подогрева.

 

10.7. При применении активированных минеральных порошков или ПАВ температура битума, щебня, гравия, песка, отсевов дробления и готовой асфальтобетонной смеси должна быть снижена по сравнению с указанной в табл. 13:

 

на 20 град.С при применении битумов марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130;

 

на 10 град.С при применении битумов марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200, БН 200/300.

 

10.8. В процессе приготовления смесей в смеситель периодического действия, как правило, сначала следует вводить взвешенные по фракциям минеральные материалы и перемешивать их между собой, а затем - битум.

 

10.9. Погрешность дозирования компонентов асфальтобетонной смеси должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84.

 

10.10. Продолжительность перемешивания горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей устанавливают в соответствии с техническими данными асфальтосмесительной установки.

 

10.11. Асфальтобетонную смесь после окончания перемешивания следует выгрузить из смесителя в накопительный бункер или транспортные средства.

 

10.12. Вместимость накопительного бункера должна составлять не менее объема часовой производительности смесительной установки. Время нахождения смесей для нижнего слоя и типа А для верхнего слоя в бункере должно быть не более 1,5 ч. Смеси других типов должны находиться в бункере не более 0,5 ч.

 

Для смесей с применением ПАВ и активированных порошков время нахождения в бункере может быть увеличено соответственно до 2 и 1 ч.

 

10.13. Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей должна устанавливаться из условия обеспечения температуры при укладке, указанной в табл. 14.

 

                                                          Таблица 13

+------------------------------------------------------------------+

¦      ¦                    ¦         Температура, град.С          ¦

¦Вид   ¦                    +--------------------------------------¦

¦смеси ¦     Марка битума   ¦битума,     ¦щебня (гравия),¦смеси при¦

¦      ¦                    ¦поступающего¦песка, отсевов ¦выпуске  ¦

¦      ¦                    ¦в смеситель ¦дробления при  ¦из сме-  ¦

¦      ¦                    ¦            ¦выходе из су-  ¦сителя   ¦

¦      ¦                    ¦            ¦шильного бара- ¦         ¦

¦      ¦                    ¦            ¦бана           ¦         ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

 Горя-  БНД 40/60, БНД 60/90,   130-150       165-185      140-160

 чая    БНД 90/130, БН 60/90,

        БН 90/130

 

 Теп-   БНД 130/200, БНД        110-130       145-165      120-140

 лая    200/300, БН 130/200,

        БН 200/300

 

        СГ 130/200               80-100       115-135       90-110

 

        МГ 130/200, МГО          90-110       125-145      100-120

        130/200

 

 Холод- СГ 70/130, МГ 70/130,    80-90        115-125       80-100

 ная    МГО 70/130

 

 

                                                          Таблица 14

+------------------------------------------------------------------+

¦     ¦                     ¦      Температура смеси в начале      ¦

¦     ¦                     ¦       уплотнения, град.С, для        ¦

¦Вид  ¦    Марка битума     +--------------------------------------¦

¦смеси¦                     ¦плотного асфальто- ¦плотного асфальто-¦

¦     ¦                     ¦бетона типов А и Б,¦бетона типов В, Г ¦

¦     ¦                     ¦пористого и высоко-¦и Д, пористого и  ¦

¦     ¦                     ¦пористого асфальто-¦высокопористого   ¦

¦     ¦                     ¦бетонов с содержа- ¦асфальтобетонов   ¦

¦     ¦                     ¦нием щебня (гравия)¦с содержанием щеб-¦

¦     ¦                     ¦более 40% массы    ¦ня (гравия) менее ¦

¦     ¦                     ¦                   ¦40% массы и высо- ¦

¦     ¦                     ¦                   ¦копористого пес-  ¦

¦     ¦                     ¦                   ¦чаного            ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

 Горя- БНД 40/60, БНД 60/90,      120-160            100-130

 чая   БНД 90/130, БН 60/90,

       БН 90/130

 

 Теп-  БНД 130/200, БНД           100-140             80-110

 лая   200/300, БН 130/200,

       БН 200/300

 

       СГ 130/200, МГ 130/200,                70-100

       МГО 130/200

 

 Хо-   СГ 70/130, МГ 70/130,                 Не ниже 5

 лод-  МГО 70/130

 ная

 

10.14. Допускается укладка холодных асфальтобетонных смесей непосредственно после приготовления, то есть в горячем виде.

 

10.15. Холодные асфальтобетонные смеси до укладки следует хранить летом на открытых площадках, а в осенне-зимний период - в закрытых складах или под навесом в течение 4 мес при применении битумов класса СГ и 8 мес - классов МГ и МГО.

 

При хранении холодных асфальтобетонных смесей надлежит принимать высоту штабеля не более 2 м. Свежеприготовленную смесь следует перелопачивать ковшом экскаватора до ее остывания.

 

 

Укладка асфальтобетонных смесей

 

 

10.16. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 град.С, осенью - не ниже 10 град.С; теплых смесей - при температуре не ниже минус 10 град.С.

 

Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 град.С при соблюдении следующих требований:

 

толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;

 

необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками;

 

устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей;

 

верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 град.С).

 

Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

 

10.17. Перед укладкой смеси (за 1-6 ч) необходимо произвести обработку поверхности нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры, указанной в табл. 13.

 

Норму расхода материалов, л/кв.м, следует устанавливать:

 

при обработке битумом основания - равной 0,5-0,8, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия - 0,2-0,3;

 

при обработке 60%-ной битумной эмульсией основания - 0,6-0,9, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия - 0,3-0,4.

 

Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 сут и отсутствовало движение построечного транспорта.

 

10.18. Укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину.

 

В исключительных случаях допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. При этом вдоль краев слоя следует устанавливать упорные брусья.

 

В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка.

 

10.19. При укладке горячих, теплых и холодных (в горячем состоянии) асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками толщина укладываемого слоя должна быть на 10-15% больше проектной, а при укладке автогрейдером или ручной укладке - на 25-30%.

 

При укладке холодной асфальтобетонной смеси из штабеля асфальтоукладчиком (с выключенными уплотняющими рабочими органами) и при укладке автогрейдером или вручную толщина слоя должна быть на 60-70% выше проектной.

 

10.20. При укладке конструктивных слоев толщиной более 10 см следует, как правило, применять асфальтоукладчики с активными уплотняющими органами.

 

10.21. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, а также при использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой при укладке смесей для плотного асфальтобетона типов А и Б и для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40% скорость укладки должна составлять 2-3 м/мин.

 

При укладке смесей для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40% и высокопористого песчаного скорость укладки может быть увеличена до 4-5 м/мин. Режимы работы уплотняющих рабочих органов должны быть следующими: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты - 2500-3000 об/мин.

 

10.22. Температура асфальтобетонных смесей при укладке в конструктивные слои дорожной одежды должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84.

 

Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим, указанный в табл. 14.

 

10.23. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143) следует уплотнять:

 

смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40% сначала катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов), или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т (5-7 проходов) и окончательно - гладковальцовым катком массой 11-18 т (6-8 проходов);

 

смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40% и высокопористого песчаного сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода), затем катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов) или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т с включенным вибратором (3-4 прохода) и окончательно - гладковальцовым катком массой 11-18 т (4-8 проходов).

 

Скорость катков в начале укатки должна быть не более 1,5-2 км/ч; после 5-6 проходов скорость может быть увеличена до 3-5 км/ч - для гладковальцовых катков, 3 км/ч - для вибрационных катков и 5-8 км/ч - для катков на пневматических шинах.

 

10.24. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) следует уплотнять:

 

смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетона с содержанием щебня свыше 40% сначала гладковальцовым катком массой 10-13 т, катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6-8 т ( 4-6 проходов), а затем - гладковальцовым катком массой 11-18 т (4-6 проходов);

 

смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для высокопористого песчаного, пористого и высокопористого с содержанием щебня менее 40% сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода), а затем - гладковальцовым катком массой 10-13 т (6-8 проходов), катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком 6-8 т с включенным вибратором (4-6 проходов) и окончательно - гладковальцовым катком массой 11-18 т (4 прохода).

 

Скорость катков в начале укатки не должна превышать, км/ч: гладковальцовых - 5, вибрационных - 3, на пневматических шинах - 10.

 

При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди.

 

10.25. Холодные асфальтобетонные смеси предварительно следует уплотнять катком на пневматических шинах (6-8 проходов) или гладковальцовым массой 6-8 т (4-6 проходов), а окончательное уплотнение достигается от движения транспортных средств, которое следует регулировать по всей ширине проезжей части, ограничивая скорость движения до 40 км/ч. Предварительное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с активированными минеральными материалами допускается также производить катками массой 10-13 т, однако при появлении трещин укатку следует прекратить.

 

10.26. При укладке асфальтобетонных смесей толщиной 10-18 см уплотнение следует выполнять сначала самоходным катком на пневматических шинах (6-8 проходов), затем гладковальцовым массой 11-18 т (4-6 проходов).

 

Рабочая скорость движения катков при уплотнении слоев повышенной толщины при первых 2-3 проходах не должна превышать 2-3 км/ч, при последующих - 12-15 км/ч. Давление воздуха в шинах катка в начале укатки должно быть не более 0,3 МПа, в конце - 0,8 МПа.

 

10.27. Уплотнение асфальтобетонных смесей, содержащих полимеры, следует начинать только гладковальцовыми катками массой 6-8 или 10-13 т.

 

10.28. При укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) укладчика или производить разогрев кромок ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей, а при их отсутствии производить разогрев кромки ранее уложенной полосы путем укладки на нее горячей смеси шириной 10-20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на устраиваемую полосу до ее уплотнения.

 

10.29. При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами в процессе уплотнения первой полосы вальцы катка не должны приближаться более чем на 10 см к кромке сопряжения.

 

Уплотнение следующей полосы необходимо начинать по продольному сопряжению. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным.

 

10.30. Поперечные сопряжения полос, устраиваемых из асфальтобетонных смесей, должны быть перпендикулярны оси дороги.

 

В конце рабочей смены край уплотненной полосы следует обрубать вертикально по шнуру и при возобновлении работ разогревать в соответствии с требованиями п.10.28 либо обмазывать битумом или битумной эмульсией. При укладке в конце укатываемой полосы упорной доски край обрубать не следует.

 

10.31. Обнаруженные на покрытии или основании после окончания укатки участки с дефектами (раковины, участки с избыточным или недостаточным содержанием битума и пр.) должны быть вырублены; края вырубленных мест смазаны битумом или битумной эмульсией, заполнены асфальтобетонной смесью и уплотнены.

 

10.32. Перед устройством асфальтобетонного слоя по существующему покрытию в процессе реконструкции необходимо устранить дефекты (трещины и выбоины) старого покрытия, обработать его поверхность в соответствии с требованиями п.10.17 настоящего раздела. При глубине колеи на старом покрытии более 1 см его следует предварительно выровнять смесью и уплотнить.

 

10.33. При выполнении работ, направленных на повышение сцепления шин автомобилей с поверхностью асфальтобетонного покрытия, втапливают черный щебень в неуплотненный слой асфальтобетонной смеси.

 

10.34. Для втапливания следует применять преимущественно холодный, а также горячий и теплый черный щебень фракций 5-10, 10-15 или 15-20 мм.

 

10.35. Уложенный слой горячей и теплой асфальтобетонной смеси следует уплотнить одним-двумя проходами катка массой 6-8 т, после чего рассыпать черный щебень равномерным слоем в одну щебенку.

Нормы расхода черного щебня при использовании фракций:

 

                     5-10 мм.............6-8 кг/кв.м

 

                    10-15 ".............7-10 "

 

                    15-20 ".............9-12 "

 

10.36. Температура смеси в слое к моменту распределения черного щебня должна быть в пределах 90-110 град.С для горячих смесей и 60-80 град.С - для теплых.

 

10.37. После распределения черный щебень следует втопить в уложенный слой катками с гладкими вальцами массой 10-13 т или катками на пневматических шинах одновременно с доуплотнением асфальтобетонной смеси.

 

10.38. В процессе работ по строительству асфальтобетонных покрытий следует вести журналы лабораторного контроля качества исходных материалов и готовых асфальтобетонных смесей, температуры битума, температуры смеси на месте приготовления и укладки и журнал укладки и уплотнения смеси по сменам.

 

 

Контроль качества работ

 

 

10.39. При приготовлении асфальтобетонной смеси следует контролировать:

 

постоянно - температуру битума и минеральных материалов, а температуру готовой асфальтобетонной смеси - в кузове каждого автомобиля-самосвала;

 

не реже одного раза в смену - качество смеси по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84 и битума по ГОСТ 11501-78 и ГОСТ 11503-74;

 

не реже одного раза в 10 смен - качество щебня, песка и минерального порошка по ГОСТ 9128-84.

 

Работу дозаторов минеральных материалов, битума и добавок следует контролировать в установленном порядке.

 

10.40. В процессе строительства покрытия и основания дополнительно к п.1.14 следует контролировать:

 

температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле-самосвале;

 

постоянно - качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;

 

качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 кв.м покрытия по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84, а также прочность сцепления слоев покрытия.

 

Вырубки или керны следует отбирать в слоях из горячих и теплых асфальтобетонов через 1-3 сут после их уплотнения, а из холодного - через 15-30 сут на расстоянии не менее 1 м от края покрытия.

 

10.41. Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны быть не ниже:

 

0,99 - для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов А и Б;

 

0,98 - для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;

 

0,96 - для асфальтобетона из холодных смесей.

 

 

 

 

11. Устройство поверхностной обработки покрытий

 

 

11.1. Работы по устройству поверхностной обработки покрытий следует выполнять при температуре воздуха не ниже 15 град.С. При использовании катионной эмульсии для устройства поверхностной обработки - при температуре воздуха не ниже 5 град.С.

 

 

Устройство поверхностной обработки

с использованием фракционированного щебня

 

 

11.2. При устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород фракций 5-10, 10-15 или 15-20 мм с преимущественно кубовидной формой зерен. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.

 

11.3. При устройстве поверхностной обработки с использованием битума в качестве вяжущего следует применять битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 60/90, БН 90/130 или БН 130/200.

 

Битум должен выдерживать испытание на сцепление с щебнем, который будет применен для устройства поверхностной обработки. При неудовлетворительном сцеплении битума с щебнем следует использовать добавки соответствующих ПАВ, а также производить предварительную обработку щебня битумом.

 

При устройстве поверхностной обработки на участках дорог с затрудненными и опасными условиями движения, а также в районах с резко континентальным климатом следует применять битум с добавками полимеров класса термоэластопластов.

 

11.4. Расход вяжущего и щебня должен соответствовать нормам, установленным в табл. 15.

 

                                                          Таблица 15

+------------------------------------------------------------------+

¦             ¦                      Норма расхода                 ¦

¦             +----------------------------------------------------¦

¦Размер щебня,¦   щебня,    ¦  битума,  ¦эмульсии, л/кв.м, при кон-¦

¦    мм       ¦куб.м/100кв.м¦  л/кв.м   ¦центрации битума, %       ¦

¦             ¦             ¦           +--------------------------¦

¦             ¦             ¦           ¦    60      ¦    50       ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

Одиночная поверхностная обработка

 

   5-10          0,9-1,1     0,7-1,0       1,3-1,5        1,5-1,8

 

  10-15          1,1-1,2     0,9-1,0       1,5-1,7        1,8-2,0

 

  15-20          1,2-1,4     1,0-1,3       1,7-2,0        2,0-2,4

 

Двойная поверхностная обработка

 

  15-20          Первая      Первый         1,5-1,8       1,8-2,2

                 россыпь     розлив

                 1,1-1,3     0,9-1,1

 

   5-10          Вторая      Второй         1,3-1,5       1,5-1,8

                 россыпь     розлив

                 0,7-1,0     0,7-1,0

 

 

Примечание. При применении черного щебня нормы расхода вяжущего снижаются на 20-25%.

 

11.5. Работы по устройству поверхностной обработки следует производить по чистой, незапыленной обрабатываемой поверхности, сухой при применении битума и увлажненной (0,5 л/кв.м) при применении битумных эмульсий.

 

11.6. Температура битума во время розлива должна быть: для марок БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 - 130-160 град.С; для марок БНД 130/200 и БН 130/200 - 100-130 град.С.

 

Щебень следует распределять механизированным способом сразу после розлива битума слоем в одну щебенку и укатывать катком за 4-5 проходов по одному следу.

 

В течение первых 2-3 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать его по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия.

 

11.7. При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий следует применять преимущественно катионные эмульсии ЭБК-1, ЭБК-2 и анионные ЭБА-1, ЭБА-2.

 

Эмульсии должны выдерживать испытание на сцепление пленки вяжущего со щебнем по ГОСТ 18659-81.

 

При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими, при использовании анионных эмульсий - преимущественно черный щебень.

 

11.8. Поверхностную обработку с использованием битумных эмульсий следует производить в следующем порядке:

 

розлив эмульсии по покрытию в количестве 30% нормы;

 

распределение щебня в количестве 70% нормы;

 

розлив остального количества эмульсии;

 

распределение остального количества щебня;

 

укатка.

 

11.9. При температуре воздуха ниже 20 град.С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55-60% и температурой 40-50 град.С. При температуре воздуха выше 20 град.С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена до 50%.

 

Распределение и укатку щебня следует производить в соответствии с п.11.6. Укатку следует выполнять до полного распада эмульсии. При использовании анионных эмульсий движение автомобилей в соответствии с требованиями п.11.6 разрешается открывать не ранее чем через сутки после окончания работ.

 

 

Устройство поверхностной обработки

с использованием эмульсионно-минеральных смесей

 

 

11.10. Для устройства поверхностной обработки покрытий применяют эмульсионно-минеральные смеси литой консистенции на основе катионной битумной эмульсии ЭБК-2 и ЭБК-3.

 

11.11. При устройстве поверхностной обработки из эмульсионно-минеральных смесей следует использовать щебень из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород марки не ниже 1000 фракций 5-10 (5-15) мм; преимущественно дробленые пески из изверженных горных пород прочностью не ниже 1000 или смесь дробленого и природного песков в соотношении 2:1 или 1:1. Если поверхностная обработка выполняет роль только защитного слоя, возможно применение одного природного песка.

 

11.12. Поверхностную обработку из эмульсионно-минеральных смесей следует устраивать с помощью однопроходной машины по предварительно-очищенному и увлажненному покрытию слоем 5-10 мм (20-25 кг/кв.м) для песчаных смесей и 10-15 мм (25-30 кг/кв.м) для щебеночных.

 

Уплотнение распределенной смеси катками не производится.

 

Движение построечного транспорта можно открывать сразу после окончания работ с ограничением скорости до 40 км/ч в течение суток.

 

 

Устройство поверхностной обработки

с использованием битумных шламов

 

 

11.13. При устройстве поверхностной обработки битумными шламами следует применять щебень и песок в соответствии с п.11.11. Минеральный порошок, используемый в качестве эмульгатора для приготовления паст, должен отвечать требованиям ГОСТ 16577-78.

 

11.14. Приготовление битумного шлама следует производить в стационарных установках и распределять по поверхности покрытия слоем 5-15 мм (20-25 кг/кв.м).

 

Устроенную поверхностную обработку до ее подсыхания следует ограждать от наезда построечного транспорта. В течение первых суток движения транспорта скорость не должна превышать 30 км/ч, в дальнейшем - 40 км/ч до тех пор, пока слой не сформируется настолько, чтобы зерна минерального материала не вырывались из него при движении.

 

 

Контроль качества работ

 

 

11.15. При устройстве поверхностной обработки следует контролировать:

 

температуру битума в каждом битумовозе;

 

постоянно - однородность, чистоту и равномерность распределения щебня, равномерность распределения вяжущего материала;

 

не реже одного раза в смену - сцепление вяжущего материала с поверхностью зерен щебня по ГОСТ 12801-84 и ГОСТ 18659-81, соответствие состава эмульсионно-минеральных смесей и шламов проекту, нормы расхода материалов путем взвешивания распределенного материала на площади 0,25 кв.м.

 

 

 

 

12. Устройство монолитных и сборных

цементобетонных покрытий и оснований

 

 

12.1. Бетонировать покрытия с одной или двумя полосами движения следует на полную ее ширину. При строительстве дорог с двумя и более полосами движения в условиях, где не может быть прекращено движение транспортных средств, допускается бетонирование покрытия на половину ширины проезжей части.

 

Покрытия с тремя и более полосами движения следует бетонировать полосами шириной 7,5 м при четном числе полос и 7,5 и 3,75 м при нечетном.

 

12.2. Бетонировать покрытия и основания при максимальной суточной температуре воздуха свыше 30 град.С, перепаде температуры воздуха за сутки более 12 град.С и относительной влажности воздуха менее 50% следует, как правило, в вечерние и ночные часы.

 

12.3. При установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 град.С и минимальной суточной температуре воздуха ниже 0 град.С бетонировать покрытия и основания следует согласно СНиП III-15-76.

 

12.4. Бетоноукладчики со скользящей опалубкой следует применять преимущественно для устройства однослойных покрытий (оснований) без швов расширения и без армирования поперечных швов сжатия.

 

12.5. При использовании мелкозернистого бетона следует применять колесно-рельсовый комплект бетоноукладочных машин.

 

12.6. Бетонная смесь, предназначенная для укладки в покрытие (основание), должна соответствовать требованиям ГОСТ 8424-72.

 

При проектировании состава бетонной смеси показатели удобоукладываемости на месте бетонирования следует устанавливать по табл. 16. Показатель жесткости мелкозернистой бетонной смеси должен составлять не менее 15 и не более 25 с по ГОСТ 10181.1-81.

 

                                                          Таблица 16

+------------------------------------------------------------------+

¦Машины и оборудование для уплотне-¦ Удобоукладываемость по ГОСТ   ¦

¦ния бетонной смеси  в покрытии    ¦ 10181.1-81                    ¦

¦(основании)                       +-------------------------------¦

¦                                  ¦   подвижность,¦    жесткость, ¦

¦                                  ¦      см,      ¦       с,      ¦

¦                                  ¦    не более   ¦     не менее  ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

 Бетоноукладчик на колесно-рельсо-         2               8

 вом ходу (в рельс-формах)

 

 Бетоноукладчик со скользящей

 опалубкой при скорости движения,

 м/мин:

 

     2 и менее                              2               8

 

     от 2 до 2,5                            3               5

 

     от 2,5 до 3,0                          4               3

 

 Площадочный вибратор и виброрейки          4               3

 

 Вибрационные катки и другое ана-           -               30

 логичное оборудование

 

При укладке покрытия с числом полос две и более, бетонируемого в скользящей опалубке, не следует использовать бетонные смеси подвижностью свыше 2 см.

 

Для строительства покрытия в скользящей опалубке следует использовать бетонные смеси, состав которых обеспечивает максимальную устойчивость кромок и боковых граней свежеотформованной бетонной плиты после прохода бетоноукладчика.

 

Наибольшая крупность заполнителя в бетоне не должна превышать: 20 мм - для верхнего слоя двухслойных покрытий, бетонируемых методом сращивания слоев; 40 мм - для однослойных и нижнего слоя двухслойных покрытий; 70 мм - для оснований.

 

12.7. Уточнение состава бетонной смеси и окончательную настройку рабочих органов бетоноукладочных машин следует производить при пробном бетонировании, оценивая качество поверхности покрытия. При необходимости следует производить корректировку состава бетонной смеси и дополнительную регулировку рабочих органов машин комплекта.

 

 

Приготовление и транспортирование бетонной смеси

 

 

12.8. Приготовление бетонной смеси должно обеспечивать требуемый объем вовлеченного воздуха с учетом продолжительности ее транспортирования от бетонного завода к месту бетонирования.

 

Мелкозернистые бетонные смеси следует приготавливать только в бетоносмесителях с принудительным перемешиванием как цикличного, так и непрерывного действия.

 

12.9. При использовании бетоносмесителей цикличного действия продолжительность перемешивания бетонной смеси должна быть не менее 60 с и уточняться опытным путем.

 

12.10. Материалы для приготовления бетонной смеси должны дозироваться по виду и фракциям раздельно.

 

12.11. Продолжительность транспортирования бетонной смеси не должна превышать 30 мин при температуре воздуха от 20 до 30 град.С и 60 мин - при температуре воздуха ниже 20 град.С.

 

В процессе транспортирования бетонную смесь следует защищать от воздействия атмосферных осадков и испарения влаги.

 

Непосредственно после выгрузки бетонной смеси кузова бетоновозов или автомобилей-самосвалов следует очищать и промывать водой.

 

 

Устройство монолитных покрытий и оснований

 

 

12.12. При устройстве покрытия комплектами машин со скользящими формами и при необходимости устройства полосы примыкания шириной 3,75 м разрешается применять бетоноукладчик с шириной укладки 7,5 м, при этом используется половина ширины укладочного оборудования, вторая половина должна находиться в нерабочем состоянии.

 

Бетонные покрытия и основания внутрихозяйственных дорог сельскохозяйственных предприятий, а также внутренних дорог промышленных предприятий допускается устраивать средствами малой механизации.

 

12.13. Чистовую профилировку основания необходимо производить на ширину, обеспечивающую движение ходовой части бетоноукладочных машин.

 

При устройстве покрытия в рельс-формах основание или выравнивающий слой следует профилировать на всю ширину покрытия после установки рельс-форм.

 

12.14. Автоматическая система задания вертикальных отметок рабочих органов машин должна работать, как правило, от двух копирных струн. Отклонение копирной струны от вертикальных отметок не должно превышать +/- 3 мм.

 

При использовании основания из укрепленных цементом грунтов I класса прочности допускается работа от одной копирной струны.

 

При укладке смежной полосы бетонирования, когда гусеницы бетоноукладчика с одной стороны движутся по ранее уложенной полосе, копирная струна со стороны уложенной полосы не устанавливается.

 

12.15. Копирную струну следует закреплять в кронштейнах на стойках, устанавливаемых на расстоянии не более 15 м друг от друга на прямых участках и 4-6 м на криволинейных участках и виражах.

 

12.16. Рельс-формы должны быть установлены на спланированное основание шириной не менее 0,5 м с каждой стороны полосы бетонирования (из щебня, гравия или грунта, укрепленного вяжущими материалами) или на уширенное для этого основание под покрытие; не допускается осадка основания от воздействия бетоноукладочных машин во время укладки. Для этого установленные рельс-формы следует обкатывать наиболее тяжелой машиной комплекта.

 

Отклонения отметок рельс-форм после обкатки не должны превышать +/- 5 мм.

 

Рельс-формы непосредственно перед укладкой бетонной смеси необходимо смазать с внутренней стороны отработанным маслом.

 

Рельс-формы следует снимать не ранее 24 ч после укладки бетонной смеси. Отделять рельс-формы от бетона следует с помощью приспособлений, обеспечивающих целостность боковых граней и кромок плит.

 

12.17. Установку арматуры, прокладок и штырей деформационных швов следует производить после установки рельс-форм и окончательного уплотнения и профилирования основания.

 

12.18. Бетонную смесь следует распределять с помощью распределителя с учетом припуска на уплотнение, величину которого следует устанавливать в зависимости от толщины покрытия и удобоукладываемости смеси и определять при пробном бетонировании. Допускается распределение бетонной смеси бетоноукладчиком в случае выгрузки бетонной смеси на основание.

 

12.19. В качестве скользящей опалубки следует, как правило, применять универсальные скользящие формы.

 

12.20. Незначительные неровности и мелкие дефекты поверхности покрытия после прохода бетоноукладчика следует исправлять с помощью трубного финишера. Трубы финишера следует слегка увлажнить тонкораспыленной водой через систему орошения.

 

12.21. Уплотнение и отделку бетона в покрытии следует производить, как правило, непрерывно, избегая остановок бетоноотделочной машины с включенными вибраторами.

 

12.22. Шероховатость бетонного покрытия следует устраивать путем обработки поверхности свежеуложенного бетона мешковиной, щетками, дисковой накаткой и др.

 

Средняя глубина бороздок шероховатости, определяемая по методу "песчаного пятна", в зависимости от требуемой величины коэффициента сцепления колеса с покрытием должна быть в пределах 0,5-1,5 мм. Фактура обработанного покрытия должна быть однородной.

 

12.23. На полосах уширения проезжей части (на закруглениях, у съездов и т.п.), на площадках, примыкающих к основной дороге, покрытия следует устраивать с применением специальных укладчиков или средств малой механизации.

 

Уплотнение бетонной смеси средствами малой механизации следует выполнять прямыми непрерывными полосами с перекрытием полос на 5-10 см.

 

12.24. Устройство двухслойных бетонных покрытий следует производить комплектом машин, передвигающихся по рельс-формам, и, как правило, с использованием двух распределителей.

 

Организация работ по устройству двухслойного покрытия должна обеспечивать ритмичную укладку смеси и получение монолитного бетона по всей толщине покрытия.

 

Интервалы во времени между укладкой нижнего и верхнего слоев должны быть: при температуре воздуха 5-20 град.С - не более 1 ч; при температуре 20-25 град.С - не более 45 и при температуре 25-30 град.С - не более 30 мин.

 

12.25. Для ухода за бетоном следует применять пленкообразующие материалы, которые наносятся на бетонную поверхность в количестве не менее 400 г/кв.м при температуре воздуха до 25 град.С и 600 г/кв.м при температуре 25 град.С и выше, как правило, в два слоя с интервалом в 20-30 мин.

 

12.26. Пленкообразующие материалы необходимо наносить путем распыления многосопловым распределителем равномерно на всю открытую поверхность плиты (включая и боковые грани) после завершения работ по отделке покрытия. Пленкообразующие материалы типа ПМ следует наносить после испарения влаги с поверхности бетона (поверхность становится матовой), а водную битумную эмульсию - сразу после окончания отделки поверхности бетонного покрытия.

 

В случае задержки с нанесением пленкообразующих материалов во избежание высыхания поверхности свежеуложенный бетон необходимо предварительно защитить, как правило, путем нанесения депрессора испарения влаги. В качестве депрессора испарения влаги следует применять депрессор марки ДСШ при расходе 5-10 г/кв.м. Допускается применение влажной мешковины.

 

В случае выпадения осадков следует применять рулонные пароводонепроницаемые материалы.

 

При отсутствии пленкообразующих материалов допускается применять для ухода за бетоном слой песка или супеси толщиной 4-6 см, поддерживаемый во влажном состоянии.

 

Уход за свежеуложенным бетоном следует осуществлять до момента достижения бетоном проектной прочности, но не менее 28 сут.

 

12.27. При максимальной суточной температуре воздуха 25 град.С и выше темные пленкообразующие материалы после формирования пленки следует осветлять путем нанесения суспензии алюминиевой пудры или известкового раствора. Допускается вместо осветления наносить на поверхность пленки из темных материалов слой песка (супеси) толщиной 4-6 см.

 


Закрыть ... [X]

Ремонт покрытий и дорожных одежд - ИДТ-Инвест Мастер класс дискотек

Розлив вяжущих материалов для асфальта Расход битума и мастики на проливку щебеночной подготовки - Форум
Розлив вяжущих материалов для асфальта ДОРОЖНЫЙ АСФАЛЬТ. Покрытия, построенные с применением
Розлив вяжущих материалов для асфальта СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги
Розлив вяжущих материалов для асфальта Всн 42-91. нормы расхода материалов на строительство и
Розлив вяжущих материалов для асфальта Поверхностная обработка дорожных покрытий
Розлив вяжущих материалов для асфальта Розлив вяжущих материалов - Сметное дело
Розлив вяжущих материалов для асфальта Английский язык Википедия
Розлив вяжущих материалов для асфальта Африканские косички (50 фото) - Экзотическое плетение
Розлив вяжущих материалов для асфальта Бандана шитьё выкройка