Закрыть ... [X]

деятельность

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка» пгт. Селенгинск Кабанского района

Проект по оригами

«Волшебный квадратик»

                                                       Воспитатель:  

Попова Ольга Алексеевна

Пгт. Селенгинск

2013 год.

Паспорт проекта.

  1. Актуальность
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Участники проекта
  5. Тип проекта: творческий
  6. По количеству участников:  групповой.
  7. Продолжительность: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).
  8. Этап подготовительный
  9. Этап основной
  10. Этап заключительный
  11. Ожидаемые результаты
  12. Список литературы
  13. Приложение

Участники проекта:

- Дети старшей группы

- Воспитатели группы

Актуальность.

Дошкольное образование предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

Оригами:

  1. - развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
  2. - концентрацию внимания,
  3. - стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
  4. - совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
  5. - способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.

Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.

Меня, педагога группы, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной  деятельности. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех  образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка и т.д.

Цель проекта:

Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами. 

Задачи:

  1. Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
  2. Учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
  3. Научить «читать» пооперационную карту;
  4. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
  5. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  6. создать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной и театрализованной деятельности;
  7. Использовать  поделки оригами в самостоятельных играх детей, в постановке спектакля, в настольном театре;
  8. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители, руководитель изодеятельности, музыкальный руководитель.

В проекте выделены три этапа:

Первый - подготовительный

Содержание подготовительного этапа

С детьми

С педагогами

С родителями

1, Создание детского центра активности «Оригами»

Консультации на тему «Базовые формы оригами»

  1. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте»

2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами,

Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами»

Помощь в организации центра активности детского творчества

3. Посещение выставки настольного театра из оригами.

Помощь педагогов и специалистов в организации центра активности детей «Оригами».

Выпустить брошюру с пооперационными этапами складывания базовых форм

4 Просмотр презентации на тему «Базовые формы оригами».

Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.

Оформление стенда в родительском уголке на тему «Воскресные дни  с родителями или как организовать досуг ребенка».

5.Чтение художественной литературы «Японский журавлик»

6. Диагностика детей старшей группы по конструктивной деятельности (по методике Щегловых О. и А.)

7. Знакомство со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию, выгнуть наружу и т.д.)

Второй этап – основной.

С детьми

С педагогами

С родителями

  1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.

Организация мастер-класса по изготовлению поделок в технике оригами.

Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Знакомство с техникой изготовления оригами

Проведение интегрированных занятий по конструированию из бумаги (оригами).

Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».

  1. Беседы «Оригами. История появления  и развития», «Бумага, разновидности бумаги».

Сотрудничество с  детской библиотекой в помощи с методической литературой.

Родительское собрание на тему «Скоро в школу».

  1. Подготовка поделок к настольным театрам «Три медведя», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Котенок по имени Гав»

Помощь в создании  методического пособия «пооперационные карты для занятий по оригами»

  1. Подготовка масок к хороводной игре «Осень», «Зимушка-зима», «Снеговик»

Раздача брошюр для семей с упражнениями по отработке основных элементов складывания, с условными обозначениями, принятыми в оригами.

  1. Изготовление поздравительных открыток ко дню Воспитателя, ко дню пожилого человека, рождения (открытки), к Новому году, к 23 февраля, к 8 марта.
  1. Занятия по конструированию из бумаги (оригами):

Базовая форма «квадрат»,

«двойной квадрат»,

«книжка»,

«дверь»,

«дом»,

«треугольник»,

«блин»,

«воздушный змей»,

«бомбочка»,

«рыба»,

«катамаран»,

«лягушка»,

«птица»

И производные от этих форм поделки.

  1. Занятия по коммуникации: «Расскажи о своей поделке»,
  1. Организация и показ настольного театра для старших и средних групп.
  1.  Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;

Игра «найди такой же» на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер.

  1. Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина.
  1. Подвижные игры с использованием масок, выполненных в технике оригами:

«У медведя во бору»,

«Два Мороза»,

«Воробушки и автомобиль»,

«Рыбак и рыбки»

  1. Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами:

вертушки, самолеты, кораблики, лодки, пароходы с двумя трубами.

  1. Для сюжетно-ролевых игр: кулечки, кошельки.
  1. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, логоритмика, познание (мирознание)
  1. Изготовление счетного материала для занятий по ФЭМП.

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами. 

С детьми

С педагогами

С родителями

Интегрированные занятия: «Птицы», «Как дети нашли письмо от Деда Мороза».

Участие в мастер-класс по теме «Оригами для дошкольников» на районном научно-практическом семинаре «Формирование успешной личности выпускника ДОУ в условиях реализации ФГТ».

Выставка совместных работ с детьми «Дары Осени»

Диагностика результатов работы над проектом.

Интегрированное занятие по теме «Как дети нашли письмо от Деда Мороза» (рисование)

Выставка совместных работ родителей и детей из бросового материала «Природа – наш общий дом»

Праздник «Весна пришла» - организация выставки «Мои поделки по оригами».

Изготовление дипломов для детей и грамот для родителей по результатам работы  оригами.

Выставка готовых поделок «Улицы поселка»

Раздача дипломов о прохождении начального этапа обучения по технике «Оригами».

Анкетирование родителей на тему: «Оригами, результаты работы с детьми»

Ожидаемый результат

Предполагаемые результаты:

- уметь пользоваться пооперационной  картой и применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

- знать  специальные термины и условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки;

- знать базовые формы, как основу поделки;

- знать геометрических понятия (угол, сторона, диагональ, середина, угол и  т.д.);

- уметь ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному;

 - знать математические отношения: цвет, форма, размер;

- точные движения пальцев;

- развитие связной речи;

- выразительность речи, речевое общение между детьми;

- уметь анализировать;

- аккуратно выполнять работу.

 Ресурсы:

Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага («Радуга»); ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.

Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.

Участники: взаимосвязь с физкультурным и музыкальным руководителем ДОУ, педагогом дополнительного образования по театральной деятельности, руководителю по изодеятельности.

Используемая литература:

1.        Гончарова О.В. Театральная палитра.- М.: «Творческий центр», 2010 г.

2.        Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.

3.        Микляева Н.В.Программа развития и образовательная программа ДОУ.-М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.

4.        Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

5.        Соколова С. Театр оригами.- М.: «Академия умелые руки», 2006 г.

6.        Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких.- М.: «Творческий центр»,2009 г.

7. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.

8. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.

9. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.

10. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г.

Приложение 1.

Умеет анализировать образец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок

Последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Знание базовых форм

Умение «читать» пооперационные карты

Приложение 2.

Фамилия, имя ребенка

Умеет анализировать образец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

Составляет по образцу сюжетные рассказы

Обыгрывание поделок из оригами в настольном театре.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Знание базовых форм

Умение «читать» пооперационные карты

Входная

итоговая

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

Акулова Оля

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

0,93

1

Белокрылова Даша

3

4

3

4

4

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

4

4

4

2

3

3

4

0,81

0,98

Демин Матвей

4

4

3

4

4

4

4

4

3

4

4

4

3

4

4

4

3

4

2

4

4

4

0,86

1

Козлов Глеб

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

2

3

3

4

0,75

0,98

Коростелева Яна

4

4

4

4

4

4

4

4

3

4

3

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

0,93

1

Лазарев Илья

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

2

3

3

4

0,77

0,98

Мошкин Костя

3

4

4

4

4

4

3

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

3

4

0,81

1

Нечкин Никита

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

0,93

1

Соковикова Диана

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

2

3

3

4

0,75

0,98

Суранова Лиза

3

4

4

4

4

4

3

3

3

4

3

4

4

4

3

4

4

4

2

3

3

4

0,81

0,95

Фомин Саша

3

4

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

2

3

3

4

0,77

0,98

Чайка Вероника

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

0,95

1

Шабалина Даша

3

4

3

4

3

4

3

3

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

2

3

3

4

0,75

0,95

Шадрин Илья

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

0,5

0,75

Удовиченко Олеся

2

4

2

3

2

3

2

4

2

4

2

3

2

3

2

3

2

3

2

4

2

4

0,5

0,86

Акулов Кирилл

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

0,5

0,75

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

Входная

31%

50%

19%

-

итоговая

88%

12%

-

-

        

                



Рекомендуем посмотреть ещё:



Проект Оригами - Социальная сеть работников образования Сшить чехол для швейной машинки пэчворк

Проектная деятельность по оригами Проект Модульное оригами - Проектные работы - Проектная
Проектная деятельность по оригами Проектная деятельность в начальных классах детский
Проектная деятельность по оригами Проектная деятельность в 5 классе Оригами - БОТАН
Проектная деятельность по оригами Педагогический проект «Планета оригамия»
Проектная деятельность по оригами Учебный проект Планета оригами Saratov FIO Wiki
Проектная деятельность по оригами Учебный проект Мир оригами OrenWiki
Проектная деятельность по оригами MoeTV. org Хороший портал о кино
Проектная деятельность по оригами Sredstva
Проектная деятельность по оригами Welcome! VK


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ