МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Цель: представить  приёмы работы с  родителями по обучению их игровым  действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста навыки связной речи и расширение словарного запаса.

СЛАЙД 1

Актуальность темы.

В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т.д. То есть с одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Притча о мудреце и его завистнике

Завистник поймал бабочку, зажал ее в руках, подошел к мудрецу и на глазах у толпы зевак обратился к нему с вопросом: "Если ты поистине мудр, ответь: живое или неживое находится в моих руках?" "Если мудрец скажет "неживое", я разожму руки, выпущу бабочку, и она полетит, если скажет "живое", я сожму руки, бабочка погибнет, и он будет неправ", - думал завистник. "Все в твоих руках!" - услышал он в ответ слова мудреца.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Добрый вечер, уважаемые родители. Я не случайно начала свою встречу с Вами этой притчей. Ведь каким учеником станет Ваш ребёнок во многом зависит именно от Вас!

Через год Ваши дети придут в школу. Изменится социальный статус Вашего ребёнка. Он станет школьником, а Вы обретёте  роль родителей ученика.

Многих из Вас одолевают сомнения: нужно или нет заниматься с ребёнком-дошкольником подготовкой к школе? Если начинать подготовку, то как именно? Чему учить в первую очередь?

Не следует забывать, что обучение письму и чтению – прерогатива учителя начальных классов. Поэтому при поступлении ребёнка в школу обращается внимание не на грамотность, а на то, насколько успешно Ваше чадо демонстрирует готовность к учению, готовность приобретать знания и ими пользоваться.

Именно такие требования предъявляет современная школа к процессу обучения.

Вы не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

Для этого необходимо развивать речь ребёнка. Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет овладеть универсальными учебными действиями.

Развивая речь – мы развиваем коммуникативные умения ребёнка.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие  доказательство. Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям, и, которые Вы легко можете проводить дома с ребёнком.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Часто ребёночек затрудняется в составлении связного рассказа, а ведь уже с первых страниц азбуки мы встречаем задания такого типа: продолжи рассказ, составь рассказ и т. д.

Очень интересно проходит игра на развитие воображения, творческих способностей, учит детей фантазировать.

СЛАЙД 2

  1. «Продолжи историю»

Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

Сначала надо вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».

Поиграем? Помните кто пришёл в гости к козлятам? Что он с ними сделал? Какая печальная сказка!

А что если……. (рассказывает сказку учитель - «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил  к ним стучится…….Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим. 

- Ой, какие гости пожаловали! На экране появляются картинки с животными.

Перенеситесь в мир детства и подумайте, что бы придумал ваш ребёнок.

Выбирайте героя и придумайте концовку истории.  Что бы вам было веселее – работайте  в паре.

Много сказок есть на свете!

Их любят взрослые и дети!

Ваши сказки просто класс!

Их послушаем сейчас!

«Ушла коза в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил  к ним стучится…

Козлёнок говорит: - Кто там?

За дверью отвечают: - Это я, котёнок.

Не бойтесь меня, потому что я………

Козлята пустили котёнка и……………..

- Какие интересные истории у вас получились! Молодцы!

Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Очень хорошо, если ваш ребёнок сочинит своё начало истории, а вы её продолжите.

- Вот смотрите, вы с ребёнком сочинили концовку истории. Но ведь малыш должен знать, что каждая история имеет начало, конец, середину.

Развить умение выделять начало и конец действия поможет игра с сюжетными картинками.

СЛАЙД 3

2. «Разложи картинки»

Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

Смотрим на экран.

Составим рассказ по серии картинок.  (по цепочке)

На картинки посмотрели. И немножко посидели.

И подумали сперва. Ну, рассказывать пора!

Мальчик Дима пришёл в сад за яблоками…….

Все молодцы! Замечательный рассказ получился у вас!

Ребёнку очень сложно порой даётся описание того или иного предмета!

Часто приходится слышать: мяч большой-маленький; цветок красивый-некрасивый;  и т.д.

Ребёнка надо учить описывать предметы, чтобы в его речи было как можно больше  прилагательных.  Это делает речь более выразительной. Да, это трудно. Но нет ничего невозможного.

Поможет такая игра.

3. «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки.

У каждого ребёночка есть любимая игрушка. Она для него самая красивая и замечательная.

Выберите себе игрушку и похвалите, отражая её особенности!

Кто любит свою игрушку так, что обязательно покажет все её достоинства?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение).

Одна из проблем развития речи ребёнка – неумение рассуждать и задумываться над тем, что происходит. Очень полезны упражнения-рассуждалки.

СЛАЙД 4

4. Дополнить предложение.

Просите ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

Посмотрите на экран. Выберите неоконченное предложение и подумайте, как бы мог ответить ваш ребёнок.

"Дети поливают цветы на клумбах, потому что...".

"На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... "

"Зимой медведь спит, потому что..."

«Мама сердится, потому что…»

«Я учу буквы, потому что…»

«Папа ходит на работу, потому, что…»

«Мне купили новую шубу, потому, что…»

«Я хожу в бассейн, потому что…»

Заставляйте ребёнка рассуждать. Доказывать своё мнение.

Основная ваша задача  состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», — а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Конечно же, вам интересно насколько хорошо развита речь вашего малыша.

Я предлагаю вам диагностику развития речи дошкольников.

СЛАЙД 5

Тест на экране. Родители самостоятельно отвечают на вопросы.

1.  Много ли ребенок задает «почемучкиных» вопросов?

     а)  очень много, постоянно;

     б)  довольно много, но периодами;

     в)   мало.

 2. Любит ли слушать, когда ему читают?

     а)  любит и подолгу слушает;

     б)  когда как;

     в)  не любит.

 3.  Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?

     а)  умеет читать и часто читает;

     б)  буквы знает и читает кое-какие слова;

     в) интереса к чтению нет.

 4. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

     а)  очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок;

     б)   по-разному;

     в)  не любит стихов, не играет в слова.

 5. Хочет ли ребенок учиться?

     а)  очень хочет;

     б)  хочет, но боится идти в школу;

     в)  не хочет.

 6. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

     а)  есть;

     б)  проявляется, но изредка;

     в)  очень редко.

 7. Уверен ли ребенок в своих силах?

     а)   конечно, уверен;

     б)   когда как;

     в)   нет, не уверен.

Что же у вас получилось?

Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «в» — дело серьезное и надо принимать срочные меры в этом вам помогут упражнения и игры для развития речи.

СЛАЙД 6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!

РЕФЛЕКСИЯ

Фото  счастливых детей.

Мне было очень приятно и интересно работать с вами. Хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии.

Если вам было очень интересно и вы получили важную для себя информацию – выбирайте желтый листок.

Узнали много нового – красный листок.

Потратили время зря – коричневый листок.

Прикрепите свои листочки к доске. Вот какой листопад получился у нас.

Спасибо всем за работу!

В заключение нашего занятия послушайте рекомендации. Они помогут вам определиться в дальнейшей подготовки ребёнка к школе.

Я подготовила для вас памятки, которые вы можете использовать при занятиях с ребёнком по развитию речи.

Родителям выдаются памятки.

      1. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых - чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на Ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно Вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.
      2. Обращайте внимание ребенка на огромное многообразие окружающих его предметов и явлений, таким образом, пополняя словарный запас ребенка. Увиденное на картинке ребенок может с первого раза и не запомнить, а вот увиденное "вживую" - запомнит почти наверняка. При этом можно задавать ребенку вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "что делает?" и т.д. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
      3. Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух. Для того, чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади). Советую поиграть в такую игру: возьмите колокольчик (погремушку), попросите ребенка закрыть глаза и звените колокольчиком с разных сторон, а ребенок должен называть, где звенит (справа, слева, спереди, сзади и т. д.), И еще одна игра на развитие слухового внимания. Наполните спичечные коробки разными крупами (горохом, рисом, фасолью и т. д.). Послушайте вместе с ребенком, как гремят коробочки, какая крупа дает тот или иной звук, После этого можно попробовать угадать с закрытыми глазами.
      4. Составление коротких рассказов, по сюжетным картинкам. Основная задача состоит в том, чтобы ребенок научился правильно устанавливать последовательность картинок и составлять минимум по два предложения по каждой из них. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.

 


Закрыть ... [X]

Мастер-классы для детей и родителей в домашних условиях Вязание из льняных ниток схемы

Мастер-класс для родителей начальных классов Мастер-класс по теме «Активные и интерактивные формы
Мастер-класс для родителей начальных классов Мастер классы в начальной школе » Официальный сайт
Мастер-класс для родителей начальных классов Мастер-класс для родителей (все сообщения темы) - Преподавание
Мастер-класс для родителей начальных классов Мастер-класс для родителей - Социальная сеть работников
Мастер-класс для родителей начальных классов Мастер-классы, семинары - Майская СОШ
Мастер-класс для родителей начальных классов Мастер-классы для родителей - Школа 7 ключей
Мастер-класс для родителей начальных классов ITFORUM 2020 / Цифровой мир
Мастер-класс для родителей начальных классов «Сонник Пожар приснился, к чему снится во сне Пожар»