Занятия по рисованию являются одной из основных составляющих обучения детей изобразительному творчеству в детском саду. Дошкольники учатся рисованию трёх видов: предметному, сюжетному или тематическому, декоративному.

На занятиях по декоративной росписи воспитанники приобретают навыки рисования линий, геометрических фигур и составления из них узоров, получают знания о цветах и их сочетаниях. Этот вид рисования учит видеть взаимосвязь цвета и формы в узоре и составлению композиции.

Обучение декоративному рисованию включается в себя обязательное знакомство воспитанников с образцами народной орнаментальной живописи. Это развивает чувство прекрасного у детей, вызывает уважение к труду других людей, воспитывает любовь к родине. Программа по декоративному рисованию в старшей группе детского сада предполагает занятия по знакомству с техникой гжель, хохломской и городецкой росписи, дымковской игрушкой.

Содержание

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в старшей группе детского сада

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками старшей группы три раза в неделю. Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Длительность занятия по рисованию в старшей группе составляет 25–30 минут, ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке программы по рисованию в старшей группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 5–6 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждой работы, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники старшей группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, но воспитатель должен обучить их способам получения различных оттенков путём смешивания гуашевых красок и приёмы высветления оттенков акварели. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, воспитатель обучает новым способом рисованию кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины.
  • Обучение следованию словесным указаниям. Воспитатель даёт задание найти на иллюстрации простые фигуры (квадрат, круг, овал) и предложить ребятам отметить их простой штриховкой. Или обозначить обязательным условием использовать в работе краски определённых цветов.
  • Использование навыка устойчивой памяти. На занятиях по рисованию в старшей группе воспитатель не использует форму показа. Он обозначает, какими способами надо будет выполнить задание. Возможно предварительное рассматривание примера рисунка на заданную тему и обсуждение: в какой технике выполнена работа (карандаш, гуашь, акварель), какие приёмы использованы (рисование прямых и изогнутых линий, геометрических фигур, штриховка, закрашивание и т. д.), какие цвета и оттенки использованы. Прямой показ воспитатель использует только для демонстрации выполнения сложного орнамента или технике рисования на непривычной (по форме или качеству поверхности) основе.
  • Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Ознакомившись с темой занятия и практическим заданием, ребята охотно продумывают композицию рисунка и этапы выполнения действий для его создания.
  • Игра — основной способ обучения рисованию. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

Ознакомительные занятия по декоративному рисованию проводились в средней группе, в старшей группе ребята продолжают изучение разнообразия народных промыслов, учатся оформлению в этих стилях.

Цель декоративного рисования в детском саду — составление детьми узоров на различных основах.

Задачи обучения декоративному рисованию в старшей группе:

  1. Обучение созданию орнамента при помощи простых форм (линии, геометрические фигуры, точки) и растительных элементов (листики, ягоды, цветы).
  2. Развитие умения симметрично располагать узор в зависимости от формы основы для рисования (листа бумаги или заготовки).
  3. Обучение использования принципа чередования двух-трёх элементов. Сначала дети учатся создавать орнамент из простых элементов (завиток, круг с точкой), постепенно переходя к более сложному растительному мотиву. Освоение чередования способствует развитию чувства ритма и правильной композиции.
  4. Расширение использования в работе контрастных цветовых сочетаний и цветного фона. Активизируется развитие зрительного мышления детей.
  5. Обучение созданию орнамента на объёмных формах. Рисование на трёхмерной основе намного сложнее, чем на плоскости: ребёнок начинает рисовать узор на выпуклой части предмета, который меняет свою форму. Поэтому для упрощения задачи в старшей группе следует использовать модели, созданные по образцу объёмных предметов (вазы, кувшина, чашки, игрушки).
«Золотая хохлома»

Занятие по декоративному рисованию в старшей группе

Материалы и инструменты для занятий росписью в старшей группе: плотная бумага (ватман или полуватман, разрезанные на листы), простые карандаши, акварельные краски или гуашь, специальные палитры или пластиковые тарелочки для смешивания красок. Для создания конкурсных или проектных работ возможно использование акриловых красок. Плюсы акриловой краски в декоративном рисовании:

  • Быстро сохнет, что позволяет значительно сократить время на просушку рисунка между этапами создания элементов.
  • Не просвечивает фон. Что удобно при рисовании на цветной поверхности, узор будет ярким.
  • Различные эффекты. Акриловые краски бывают матовые, глянцевые, перламутровые, «металлик». Для декоративного рисования особенно актуально использование глянцевых красок для создания работ в стиле лаковой народной живописи (хохлома, палех, жёстовская живопись).

Знакомство с приёмами народных стилей живописи следует проводить на простых бумажных заготовках: прямоугольные, квадратные или круглые листы плотной бумаги. Оттачивание техники декоративного рисования проходит на листах в форме народного изделия (тарелка, поднос, чашка, ложка и т. д.). Итоговые работы по освоению рисования узора создаются на выпуклых заготовках из различных материалов: папье-маше, глина, дерево.

Примеры декоративного рисования на различных формах

Самовар Пример росписи фигурных заготовок из бумаги Ложки Примеры росписи заготовок из бумаги Тарелки Пример росписи круглых заготовок из бумаги Олешек Пример росписи заготовки игрушки из бумаги Салфетка Пример росписи квадратной заготовки из бумаги Сарафан Роспись заготовок из ватмана Фигурный ковш Примеры росписи бумажных заготовок Чашка, сахарница, ваза Примеры бумажных заготовок под роспись Матрёшка Роспись заготовки из плотной бумаги Тарелки Заготовки из папье-маше Матрёшка Деревянная заготовка для росписи Досочка Деревянная заготовка для росписи Тарелочка Заготовка из папье-маше Игрушка Картонная заготовка Игрушка Глиняная заготовка Поднос Пример росписи заготовки из бумаги чёрного цвета

Городецкая роспись на занятиях в старшей группе

Городецкая роспись — как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова

http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm

Городецкая роспись — одно из наиболее ярких и самобытных явление русской народной живописи. Зародился этот вид росписи более двух веков назад в Нижегородской области — в Городце. Образцы росписи встречаются на старинных прялках, сундуках, санях, ставнях, дверях и предметах мебели. Деревянную поверхность городецкие мастера украшают цветочным орнаментом, несложными сюжетными композициями и изображением животных. Отличительной чертой городецкой росписи является расписывание предмета без предварительного нанесения рисунка. Используются яркие краски: красная, синяя, зелёная. Для обводки применяется чёрная и белая краски.

Городецкая роспись

Деревянные предметы с образцами росписи

Техника и основные приёмы городецкой росписи

Городецкая роспись традиционно выполняется темперой — красками, созданными из порошковых пигментов. На занятиях в детском саду обычно используется гуашь (для создания итоговых работ на деревянных заготовках рекомендуется гуашь предварительно смешать с клеем ПВА). Ребят необходимо научить приёму разбавления краски, так как для создания узоров городецкой росписи для работы необходимо приготовить по два оттенка каждой основного цвета — насыщенный и разбавленный. Высыхая, гуашь приобретает белёсоватый оттенок, воспитанники должны знать, что приступать к следующему этапу росписи можно, только когда полностью высох ранее нанесённый слой краски.

Первоочередная задача в обучении городецкой росписи — научить детей правильно держать кисточку. Локоть должен быть зафиксирован на рабочей поверхности, кисть руки сводобна, для удобства можно слегка упираться о стол мизинцем. Рисовать нужно, держа кисть под прямым углом к украшаемой поверхности.

Выполнение городецкой росписи

Локоть зафиксирован, кисть при рисовании держится перпендикулярно расписываемой поверхности

Городецкая роспись выполняется в три этапа:

  • Подмалёвок — нанесение основного пятна.
  • Тенёвка — дополнение скобками, проработка элементов узора.
  • Оживка — рисование многочисленных мелких деталей.
Этапы городецкой росписи

Порядок выполнения орнамента

В старшей группе детского сада дети знакомятся с растительным орнаментом в городецкой росписи, учатся создавать основные элементы:

  • Розан — наиболее популярный элемент растительного орнамента в городецкой росписи.
    Городецкий розан

    Памятка по этапам росписи

  • Роза — один из главных элементов цветочного орнамента.
    Городецкая роза

    Этапы создания элемента

  • Купавка — стилизованное изображение цветка водяного растения (кувшинки).
    Городецкая купавка

    Этапы создания элемента росписи

  • Ромашка — стилизованное изображение многолепесткового цветка. Краски могут быть разнообразными для создания этого элемента.
    Городецкая ромашка

    Этапы создания элемента росписи

  • Гроздь винограда — создание орнамента с помощью рисования ягод.
    Гроздь винограда

    Поэтапное выполнение элемента городецкой росписи

  • Листья и кустики. Видов рисования листьев в городецкой росписи существует много. В работе можно использовать рисование отдельных элементов или составлять из листьев так называемые кустики.
    Листья и кустики

    Примеры элементов растительного орнамента городецкой росписи

Изучаемые элементы городецкой росписи воспитанники складывают в узор. На занятиях в старшей группе дети должны освоить следующие типы композиции городецкой росписи:

  • Цветочная полоса — один из старейших узоров городецкой росписи. Элементы орнамента рисуются друг за другом. Прямой полосой можно оформить заготовки посуды (полосы на вазе, каёмка чашки). Для заготовок простых геометрических форм (круг, квадрат, ромб) можно вписать цветочную полосу по периметру листа.
    Цветочная полоса

    Пример создания орнамента с в стиле городецкой росписи

  • Букет — симметричное расположение цветочных элементов с дополнением листьями.
    Букет

    Пример композиции из элементов городецкой росписи

  • Гирлянда — вытянутый букет, от крупного цветка в центре расходятся более мелкие элементы.
    Гирлянда

    Пример композиции из элементов городецкой росписи

Индивидуализировать задания по декоративному рисованию в старшей группе можно, когда воспитанниками освоены основные приёмы росписи и способы создания композиции. Привлечь интерес к предстоящей работе можно на подготовительном этапе: предложить детям совместно с родителями сделать к следующему занятию бумажную заготовку, имитирующую предмет посуды, для рисования букета по мотивам городецкого промысла. Это могут быть тарелка, чашка, ковш, кувшин, чайник.

Непосредственно во время творческого процесса ребятам можно дать задание, предполагающее самостоятельный выбор элементов для росписи. Для создания цветочной гирлянды воспитанники составят орнамент исходя из оценки своих технических способностей и руководясь собственным вкусом.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения декоративному рисованию является развитие интереса к изобразительной деятельности, работе с красками. Вместе с тем через изучение своеобразия произведений народного творчества воспитывается уважительное отношение к ручному труду и чувство гордости народными мастерами родной страны. Наиболее действенный способ привлечения внимания к расписыванию контура (заготовки) и активизации познавательной деятельности — использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Использование наглядного материала: стенды с тематическими плакатами, картинками, раздаточный материал, выставка изделий городецких мастеров.
  • Использование текстов народных сказок.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок. Использование образцов устного народного творчества особенно актуально: словесные образы будто оживают на расписных поверхностях.
  • Музыкальное сопровождение (прослушаивание русских народных песен, звучание народных инструментов — балалайка, гармонь, свирель и др.)
  • Создание сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, проведение игр. Включение игровых элементов на различных этапах занятия соответствует ведущей форме получения знаний у детей 5–6 лет — игре. Проблемные ситуации и беседы выполняют задачу развития логического мышления и умения грамотного построения устной речи.

Примеры использования мотивирующего материала на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе

Рассмотрим варианты мотивирующего начала занятия на примере изучения городецкой росписи:

Составление конспекта занятия по городецкой росписи в старшей группе

К каждому занятию воспитателю необходимо составлять подробный конспект занятия. Цели и задачи должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Если проводилась подготовительная работа (чтение сказок по теме, рассматривание росписи на деревянных изделиях и т. д.), следует отметить это отдельным пунктом в методической разработке и указать степень эффективности подготовки.

В конспекте фиксируется использование наглядных и технических материалов воспитателем, а также тех материалов и инструментов, которыми будут пользоваться дети. Затем следует описать ход занятия.

После проведения занятия необходимо провести анализ проделанной работы. В методических материалах личного пользования можно сделать пометки на полях напротив каждого этапа занятия: что удалось выполнить, какие методы и формы работы оказались результативными, каков был эмоциональный настрой воспитанников, совпало ли реальное занятие с планируемым временным распределением.

Схема конспекта занятия:

  • Тема.
  • Цели и задачи занятия.
  • Материалы и оборудование.
  • Проведение подготовительной работы.
  • Ход занятия:
    — Организационный момент 1–2 минуты.
    — Мотивирующий этап 4–8 минут.
    — Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы поэтапного рисования элемента. Возможен показ создания незнакомой/сложной детали. 4–6 минут.
    — Самостоятельная работа воспитанников 7–10 минут.
    — Демонстрация работ, обсуждение 3–4 минуты.
    — Подведение итогов 1–2 минуты.
  • Анализ работ воспитанников. Самоанализ работы воспитателя.

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста «Роспись доски городецким узором».

Автор: Качанова Ирина Львовна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N111 «Золотая рыбка» г. Братск.

Варианты заданий по городецкой росписи в старшей группе: темы и выполнение

«Знакомство с городецкой росписью»

Вводное занятие по городецкой росписи в практической части включает обязательное повторение смешивания цветов и выбеливания.

Городецкие цвета

Инструкция по смешиванию основных цветов городецкой росписи

Разбел, болотный оттенок

Схема спешивания цветов городецкой росписи

«Роспись разделочной доски городецким узором»

Предполагается наличие у ребят опыта рисования элементов «розан» и «купавка». Цель занятия — научить созданию городецкого узора на заготовке с использованием нового приёма — «ромашка».

Поэтапное рисование «ромашки»:

  • Нанесение основного пятна.
  • Выполнение обводки другим оттенком, подрисовывание скобок.
  • Оживление цветка «жемчужинками».

Замысел композиции на доске будет индивидуальным, но с обязательным включением в нарисованный букет или цветочную гирлянду «ромашки».

«Узор для городецкого панно»

Цель: создание панно на бумажной основе. Задачи: учить рисовать цветочную гирлянду с новыми элементами — «розан» и «купавка»; украшать рисунок «оживками» — точками и штрихами; самостоятельно подбирать элементы для узора.

Поэтапное рисование «розана» и «купавки»:

  • Создание круглых пятен замалёвкой: для «розана» большего диаметра, чем для «купавки».
  • Обводка кругов выбеленной краской.
  • Обозначений центра цветка: рисуется краской без добавления белил, у «розана» — посередине, у «купавки» центр смещён влево или вправо.
  • Оживка цветов белилами (штрихи).

«Букет для мамы»

Итоговое занятие. Воспитанникам даётся задание нарисовать в подарок мамам на 8 Марта вазу с цветами по мотивам городецкой росписи. Выбрать элементы, цвета, продумать композицию ребята должны самостоятельно.

Примеры работ по мотивам городецкой росписи в старшей группе

Тарелочка Роспись бумажной заготовки по мотивам городецкой живописи Подарок маме Работы в городецкой технике воспитанников старшей группы Ваза и цветы Рисование узоров в городецкой технике Подарок маме Рисование узоров в городецкой технике Подарок маме Рисование узоров в городецкой технике Доски Роспись бумажной заготовки по мотивам городецкой живописи. Возможность самостоятельного продумывания композиции Посуда Роспись бумажной заготовки по мотивам городецкой живописи. Индивидуализированное задание — самостоятельный выбор заготовки Разделочные доски Роспись бумажных заготовок по мотивам городецкой живописи Ложка Роспись бумажной заготовки по мотивам городецкой живописи Тарелочка Роспись бумажной заготовки по мотивам городецкой живописи Ковш Роспись бумажной заготовки по мотивам городецкой живописи Кувшин Роспись бумажной заготовки по мотивам городецкой живописи

Видеоматериалы

Короткое слайд-шоу под народную музыку с фотографиями изделий городецких мастеров

Подходит для показа на проекторе.

Мастер-класс «Рисование ягодки»

Мастер-класс «Рисование подмалёвка»

Мастер-класс «Тенёвка и оживка»

Открытое занятие по изобразительной деятельности «Городецкая роспись»

Занятия по декоративному рисованию расширяют знания детей о народных промыслах, музыке, фольклоре. Активно пополняется словарный запас воспитанников. Палех, хохлома, гжель, городец — эти слова будут наполнены для ребят смыслом и сохранятся в памяти яркими, сказочными образами. Изучение особенностей и приёмов исполнения городецкой росписи способствует развитию пространственного и образного мышления, умения самостоятельного планирования действий и построения композиции. Создавая рисунки по мотивам городецкой росписи, ребята сами могут выбрать форму заготовки, продумать вид будущего орнамента и подобрать цвета для работы. Произведения мастеров из Городца близки детям своей красочностью и простотой композиции, побуждают к самостоятельному творчеству.

  • Об авторе

Мария Скопина

Учитель русского языка и литературы, магистр филологии.
Подробнее


Закрыть ... [X]

Городецкая роспись. Цветовые решения - Родительские истории Мастер класс по готовке для детей

Городецкая роспись купавок Как рисовать цветы в городецкой росписи - Разумники
Городецкая роспись купавок Более 25 лучших идей на тему «Одежда для детей» на Pinterest
Городецкая роспись купавок Выкройки и вырезки из старых журналов Работница
Городецкая роспись купавок Вяжем детям, Записи в рубрике вяжем детям, Дневник
Городецкая роспись купавок Вязание бесплатные схемы - мерсеризованный хлопок
Городецкая роспись купавок Вязание крючком игрушки амигуруми. Схема
Городецкая роспись купавок Вязание спицами - ажурный пуловер
Городецкая роспись купавок ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ ВКонтакте
Городецкая роспись купавок Заливной пирог с вишней рецепт с фото пошагово