Закрыть ... [X]

Приспособление для разбортовки и забортовки шин

Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники / Личный транспорт: наземный, водный, воздушный

Комментарии к статье Комментарии к статье

Сколько неприятностей начинающим (и не только) автолюбителям доставляет операция по демонтажу и монтажу покрышек колес легковых автомобилей! Погнутые диски, разорванные борта шин, закусанные монтировкой камеры и даже пораненные пальцы рук - частые спутники этой работы. Поэтому многие владельцы автомобилей предпочитают ездить в автосервис и поручать ее специалистам, что имеет свои известные отрицательные стороны. (К тому же, как кем-то было тонко подмечено: проколы шин случаются тем чаще, чем дальше от автосервиса находишься).

Взяв во внимание все вышеперечисленное, я поставил перед собой задачу: разработать простое и малогабаритное устройство, работающее в паре с домкратом (имеющимся в комплекте любого автомобиля) и облегчающее разбортовку и забортовку шин.

По отзывам друзей-автолюбителей, которым довелось пользоваться этим изготовленным устройством, и на основании личного опыта могу сказать, что задача решена довольно успешно.

Приспособление состоит из трех деталей (сборочных единиц), имеющих очень простую конструкцию. Они могут быть изготовлены самодельщиком-автолюбителем, имеющим элементарные слесарные навыки.

Устройство и принцип действия приспособления понятны из фотографий и чертежей.

Приспособление для разбортовки и забортовки шин
Штанга

Приспособление для разбортовки и забортовки шин
Планка: 1 - пластина (Ст3, лист s4); 2 - центральный штырь (Ст3, пруток d24); 3 - крайний штырь (Ст3, пруток d8, 2 шт.)

Планка - стальная пластина размерами 140x36x4 мм. К ней, перпендикулярно ее плоскости, приварены три резьбовых (М8) штыря: один в середине и два по концам. Крайние крепежные штыри одинаковые - простые стержни с резьбой. Расстояние между ними на планке соответствует диаметру окружности, по которой расположены центры крепежных отверстий диска колеса автомобиля (для "Жигулей" - 100 мм). Центральный штырь - ступенчатый: внизу его-буртик-пятка, выше - утолщенная часть, ваерху - стержень-ось с резьбой на конце. Буртик служит для лучшей устойчивости, утолщенная часть- для поддержания штанги на высоте обода колеса, стер-жень-ось - для фиксации одного из концов штанги на стержне.

Крепление штырей на пластине - любым доступным способом: на резьбе с контргайками, расклепкой в квадратных отверстиях и т.п., лишь бы штыри не вылетали и не проворачивались. У меня эти детали вставлены в крутые отверстия диаметром 8 мм в пластине и снизу приварены к ней. С целью ускорения монтажа приспособления на колесе для штырей подобраны соответствующие барашковые гайки (если же таковых нет, то можно обойтись и обычными).

Штанга изготовлена из стального прутка диаметром 16 мм. Один его конец заточен по профилю монтажной лопатки и хорошо отшлифован. Рядом, за профильной поверхностью и в ее плоскости, в штанге просверлено отверстие диаметром 9 мм. Другой конец загнут в нагретом состоянии крючком и здесь, недалеко от торца, тоже просверлено такое же отверстие, только его ось перпендикулярна оси отверстия на другом конце штанги.

Трос - стальной. Его диаметр подобран таким, чтобы он "вдвойне" легко проходил через нижнее отверстие в опоре-пятке и в продольном пазу стойки домкрата, в которые он вставляется для работы. Трос связывается в кольцо. При работе же место связки лучше оставлять за пределами зоны "протяжки" - накидывать его на опору (баллонный ключ) или на кронштейн домкрата.

Приспособление для разбортовки и забортовки шин
Комплект приспособления: 1 - штанга; 2 - планка; 3 - трос

Приспособление для разбортовки и забортовки шин
Установка приспособления перед началом операции по разбортовке шины

Приспособление при демонтаже покрышки действует следующим образом. Сначала на диске колеса с помощью крайних штырей и барашковых гаек закрепляется планка. Затем прямой конец штанги заводится под борт шины (как монтажная лопатка), а ее загнутый конец надевается на центральный штырь планки и закрепляется барашковой гайкой. Далее, в одно из ближайших от штанги окон в диске колеса вводится "баллонный" ключ (головкой вверх) и на него накидывается нижний выпуск - петля тросового кольца. Другой его выпуск, предварительно пропущенный под штангой и в отверстие пятки, накладывается на кронштейн домкрата. После этого домкрат устанавливается на штангу, и его ручка вращается "на подъем", т.е. по часовой стрелке. Трос при этом "выбирается" и перемещает штангу с домкратом к месту крепления нижней петли троса (к головке баллонного ключа), а прямой конец штанги выводит борт покрышки на обод колеса. Затем баллонный ключ переставляется в другое окно и операция продолжается.

При замене покрышки второй ее борт выводится аналогичным образом на ту же сторону диска. Усилие на ручке домкрата при выполнении этой работы примерно такое же, как при подъеме автомашины.

Для монтажа покрышки на колесе меняется положение штанги. Теперь ее загнутый конец вводится между ободом и бортом покрышки, а прямой конец крепится на центральном стержне планки. Положения ключа, троса и домкрата остаются такими же, как и при демонтаже шины.

Приспособление для разбортовки и забортовки шин
Процесс демонтажа шины с помощью приспособления, штатных домкрата и баллонного ключа

Приспособление для разбортовки и забортовки шин
Процесс монтажа шины на обод колеса с помощью приспособления, штатных домкрата и баллонного ключа (не виден за бортом шины)

Приспособление разработано для домкрата автомобилей типа "Жигули", но при корректировке некоторых размеров деталей может быть изготовлено и для других домкратов различных марок автомобилей.

Использование устройства особенно эффективно при монтаже-демонтаже покрышек с жесткими бортами. Но самое главное - при этом остаются в сохранности не только колеса и покрышки, но и руки.

Надежность приспособления обеспечена простотой его конструкции. Масса устройства (без штатного оборудования) - чуть больше полукилограмма; и умещается оно в инструментальной сумке вместе с комплектом инструментов.

Автор: О.Черных

Смотрите другие статьи раздела Личный транспорт: наземный, водный, воздушный.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Рекомендуем скачать в нашей Бесплатной технической библиотеке:

сборник В помощь радиолюбителю №43 (1973 г)

журналы Техника - молодежи 2008 (архив за год)

книга Эффективность автоматизированных систем контроля. Касаткин А.С., 1975

книга Переносный проигрыватель с усилителем. Янушкевич Г.П., 1957

статья Динисторы

статья Схема, распиновка (распайка) кабеля для телефонов Motorola T191

сборник Архив схем и сервис-мануалов мобильных телефонов Mitsubishi

Оставьте свой комментарий к этой статье:



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Самодельный шиномонтажный станок своими руками, чертеж Картины для вышивания в минске

Чертежи самодельной разбортовки колес Устройство для разбортовки колес Обслуживание и
Чертежи самодельной разбортовки колес Шиномонтажный станок своими руками (фото, видео)
Чертежи самодельной разбортовки колес Самодельное устройство для разбортовки и
Чертежи самодельной разбортовки колес Приспособление для разбортовки колес
Чертежи самодельной разбортовки колес Устройство для разбортовки шин
Чертежи самодельной разбортовки колес DROPS Вязание спицами, крючком, уроки вязания
Чертежи самодельной разбортовки колес Более 25 лучших идей на тему «Подарки для новорожденного» на
Чертежи самодельной разбортовки колес Более 25 лучших идей на тему «Поделки для новорожденных» на
Чертежи самодельной разбортовки колес Буровая установка своими руками: виды для разработки скважин


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ